Уголовное расследование катастрофы Boeing 777 над Донбассом затягивается

Пока у следователей нет убедительных доказательств, считает эксперт
Окончательный отчет возглавляемой Советом по безопасности Нидерландов (СБН) комиссии был опубликован в октябре 2015 г.
Окончательный отчет возглавляемой Советом по безопасности Нидерландов (СБН) комиссии был опубликован в октябре 2015 г. / Peter Dejong / AP

Голландия «будет решать в ближайшие месяцы с вовлеченными странами», каким образом привлечь к ответственности виновных в катастрофе малазийского лайнера Boeing 777 (рейс MH17) над Донбассом в июле 2014 г., заявил в четверг министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс, выступая в Европарламенте (цитата по «РИА Новости»). Он напомнил, что для этого может быть выбран как национальный суд, так и созданная несколькими странами судебная инстанция. Летом прошлого года Россия заблокировала в Совете Безопасности ООН предложенную Малайзией резолюцию о создании международного трибунала по катастрофе MH17, после чего Нидерланды заявили о поиске иных юридических возможностей для наказания виновных. В свою очередь официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила на брифинге в четверг, что «создание любых трибуналов в тот период, пока следствие еще не завершено, – это по меньшей мере противоречит здравому смыслу».

Окончательный отчет возглавляемой Советом по безопасности Нидерландов (СБН) комиссии был опубликован в октябре 2015 г., и его целью было выявление технических причин катастрофы. Согласно этому документу, самолет был поражен ракетой 9М38М1 зенитно-ракетного комплекса «Бук М1». Поиском доказательств в отношении лиц, запустивших ракету, занимается также возглавляемая прокуратурой Нидерландов группа сотрудников органов прокуратуры и полиции ряда заинтересованных стран (от Украины в ней участвует генпрокуратура, от России участников нет). В начале 2015 г. эта группа объявила о розыске лиц, которые, согласно представленным Службой безопасности Украины (СБУ) перехватам, могут быть причастны к перевозке самоходной огневой установки «Бука», предположительно сбившей самолет.

Росавиация возражает

Замглавы Росавиации Олег Сторчевой направил в СБН письмо с возражениями в отношении отчета о катастрофе МН17. Они касаются многочисленных расхождений между оценками СБН и натурным моделированием взрыва ракеты 9М38.

Двадцать шестого ноября в Нидерландах президент Украины Петр Порошенко пообещал: «До конца этого года мы уже увидим результаты и увидим, кто несет ответственность» (цитата по украинскому изданию gordon.ua). Четвертого января, как сообщила британская газета Guardian, эксперты британского сайта Bellingcat предоставили прокуратуре Нидерландов составленный с помощью социальных сетей список из 20 военнослужащих 53-й зенитно-ракетной бригады российской армии, которые, по их мнению, могут знать или быть причастны к сбитию самолета. Ранее в 2014 г. этот сайт публиковал взятые из интернета фото якобы сбившей самолет МН17 самоходной огневой установки комплекса «Бук» со своими привязками к местности в Донбассе. Второй секретарь посольства Нидерландов в России Надя Вервааль заявила «Ведомостям», что уголовное расследование продолжается и пока не известно, когда будут опубликованы его результаты.

По словам собеседника «Ведомостей», близкого к спецслужбам, можно предположить, что какие-то данные расследования могут быть опубликованы в феврале. По его мнению, у Нидерландов вряд ли есть еще какие-либо материалы, кроме перехватов СБУ, данных Bellingcat и им подобных, и, скорее всего, они будут указывать на то, что самолет сбили или повстанцы, или, что менее вероятно, российские военнослужащие. Четырнадцатого января нидерландский телеканал RTL сообщил о письме родственников жертв катастрофы премьеру Нидерландов: они призывают правительство получить данные радаров США, Украины и России, которые могут указать на причины трагедии. Как указано в техническом отчете СБН, российская сторона заявила, что цифровая запись данных радаров системы управления воздушным движением не велась, а украинская – что эти системы были на профилактике.