Следственный комитет проверит информацию о коррупции в ФСБ по запросу Навального
Но рассчитывать на возбуждение дел не стоит, считает экспертСледственный комитет по запросу Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) проверит информацию о том, что представители руководства ФСБ, в том числе ее директор Александр Бортников, бесплатно получили землю детского сада в Одинцовском районе Подмосковья, а затем перепродали ее. ФБК еще 30 ноября направил запрос Алексея Навального в Генпрокуратуру с требованием проверить действия должностных лиц администрации Одинцовского района и ФСБ. В ведомстве ответили, что запрос перенаправлен в прокуратуру Московской области и в Главную военную прокуратуру. В СКР заявили, что обращение направлено для «организации рассмотрения» руководителю следственного управления СКР по Москве. В ответ на запрос директора ФБК Романа Рубанова в СКР сообщили, что обращение направлено в Главное следственное управление по Московской области для организации проверки содержащейся в нем информации.
Поводом для запроса стала июльская публикация «Новой газеты», в которой говорилось, что за ФГУ «Центральная поликлиника ФСБ России» был закреплен детский сад № 909 и занимаемый им земельный участок. Распоряжением правительства в 2006 г. объекты ФГУ были переданы в собственность Одинцовскому району, а земля переведена из категории «особо охраняемых природных территорий и объектов» в «земли сельскохозяйственного назначения». В 2007 г. земельный участок, на котором находился детсад, передали дачному партнерству «Калчуга 4» по договору безвозмездного срочного пользования. «В настоящее время он снят с кадастрового учета и разделен на 22 вновь образованных земельных участка, собственниками которых стали должностные лица руководящего состава ФСБ», – говорится в запросе Навального: впоследствии, по его данным, должностные лица продали эти участки по рыночным ценам третьим лицам. Навальный считает, что земля была незаконно переведена в другую категорию, поскольку земли, находящиеся на особо охраняемых территориях, не могут отчуждаться в частную собственность. Политик просил провести проверку и в случае подтверждения этих фактов возбудить уголовные дела за мошенничество и регистрацию незаконных сделок с землей. За несколько недель до публикации ФСБ предложила закрыть доступ к данным о владельцах недвижимости, содержащимся в Едином госреестре.
Юрист ФБК Иван Жданов считает ответы на заявление о преступлении «отписками»: «Но это привлечет внимание, и, возможно, проверка все-таки будет проведена». По его словам, содержательные ответы ФБК приходят обычно от ФАС, Генпрокуратура чаще перенаправляет запрос кому-то другому, а ответ СКР зависит от обращения: «Если содержательный ответ не приходит, мы его обжалуем. Но пока наши обращения хотя бы рассматривают».
Политолог Евгений Минченко полагает, что история с проверкой ничем не закончится: «СКР плотно сотрудничает с ФСБ, сегодня это очень близкие структуры. Если есть напряжение по линии СКР – Генпрокуратура, то как раз с ФСБ у них отношения плотные, тем более что ФСБ осуществляет оперативное сопровождение по большей части дел, которые ведет СКР».