Дмитрий Медведев обещает дальнейшую либерализацию Уголовного кодекса
Но предложения правительства ограниченны и не внушают оптимизма бизнесуВыступая в среду в Москве на Гайдаровском форуме, премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал продолжить работу по либерализации уголовного законодательства в сфере предпринимательской деятельности. По его словам, уже разработан законопроект об увеличении числа экономических составов преступлений, по которым предприниматели смогут быть освобождены от уголовного преследования при условии полного возмещения ущерба и уплаты штрафов. О том, что готовится законопроект о расширении сферы действия статьи 76.1 УК (освобождает от наказания, если преступление совершено впервые, ущерб возмещен и уплачен штраф государству), Минэкономразвития объявило еще весной прошлого года. В конце декабря поправки были опубликованы на портале раскрытия информации. Законопроект предусматривает повышение в 1,5 раза размера крупного и особо крупного ущерба применительно к 10 составам преступлений в сфере экономической деятельности (см. врез). Применительно к статье 194 УК (уклонение от уплаты таможенных платежей) значение крупного ущерба предлагается повысить вдвое – с 1 млн до 2 млн руб. (для особо крупного – с 3 млн до 6 млн руб.). Из-за опасения получить отрицательные оценки со стороны FATF (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) не предлагается повышать потолок крупного и особо крупного значения ущерба для статей, предусматривающих ответственность за легализацию преступных доходов (статьи 174 и 174.1), говорится в пояснительной записке к законопроекту.
За что не посадят
Действие статьи 76.1 предлагается распространить на такие составы, как незаконное получение кредита (часть 1 статьи 176), манипулирование рынком (часть 1 статьи 185.3), незаконный оборот драгметаллов (часть 1 статьи 191) и контрабанда наличных денег (статья 200.1).
Действие статьи 76.1 УК предлагается распространить на 10 новых составов преступления, а также дополнительные квалифицирующие составы еще по четырем статьям. Например, в случае предъявления обвинения в незаконном предпринимательстве или злоупотреблениях при эмиссии ценных бумаг освобождение от уголовной ответственности будет возможно, даже если инкриминируются такие отягчающие признаки, как предварительный сговор и особо крупный размер дохода. А вот производство и сбыт немаркированных продуктов, а также алкоголя и табака сочли слишком опасными – по этим статьям либерализации не будет. Также из-под действия «льготной» статьи предлагается вывести такие опасные составы, как преднамеренное банкротство и манипулирование рынком: они попали туда из-за технической ошибки законодателя, уверены авторы законопроекта.
Штраф провинившимся бизнесменам придется платить в двукратном размере относительно причиненного ущерба (а не в пятикратном, как сейчас). Руководитель секретариата Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Сергей Таут говорит, что законопроект разработан с учетом инициатив, выдвигавшихся бизнес-омбудсменом Борисом Титовым и деловым сообществом. Но в процессе согласования с различными ведомствами многие идеи оказались изменены, в результате законопроект получился слишком компромиссным и вряд ли будет эффективным с точки зрения снижения давления на бизнес. Явно недостаточным эксперт называет 1,5-кратное повышение размеров ущерба: такое решение принято без учета текущих инфляционных процессов, а ведь размер ущерба не пересматривался на протяжении семи лет, напоминает он. Список преступлений, за которые бизнесмен может быть освобожден от уголовной ответственности, сократился по сравнению с первоначальной версией в 2 раза, при этом по многим даже вошедшим в него статьям такая возможность не допускается, если присутствуют отягчающие обстоятельства – особо крупный размер ущерба или совершение преступления группой лиц, а большинство инкриминируемых бизнесу преступлений именно так и квалифицируется. Но даже в таком виде инициативу следует приветствовать, говорит Таут. Возможно, каких-то изменений удастся добиться в ходе ее обсуждения в Госдуме, надеется он.