Меркель высказала личное отношение к кельнским событиям
Также она выразила готовность ужесточить контроль за депортацией нарушителей и изменить законыПравительство Германии проверит, все ли делается для исполнения решений о депортации приезжих за правонарушения, чтобы тем, кто не желает соблюдать законы страны, был дан четкий сигнал. Это канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила в Берлине на пресс-конференции с премьер-министром Румынии Дачианом Чолошом. Ее цитирует The Wall Street Journal. По словам Меркель, если потребуются изменения в законодательстве и усиление присутствия полиции, правительство даст адекватный ответ на эти запросы. Она также сказала, что выступает против выплаты пособий гражданам других стран ЕС с первого дня, как они въезжают в ФРГ, и за сохранение шенгенского соглашения, которое она назвала фактором роста Европы. Однако, по ее словам, шенгенская система может работать только при условии солидарности всех стран-участниц в вопросах решения миграционного кризиса.
Кельнские события она назвала неприемлемыми и заявила о необходимости решать создавшуюся проблему. По ее оценке, проблема не ограничивается Кельном и изолированными случаями.
Меркель также заявила, что совершенно недопустимо, чтобы женщины чувствовали себя полностью беззащитными, и она лично так считает. "Поэтому важно, чтобы на стол была выложена вся информация о случившемся", - добавила она. Как передает "Интерфакс", она считает также необходимым, чтобы население Германии продолжило обсуждать основы культурного сосуществования в стране и вправе ждать, чтобы за словами следовали дела. По ее словам, граждане страны обоснованно ждут ответа правового государства на события в Кельне, цитирует ТАСС.
Ранее на возможную депортацию виновных в нападениях в новогоднюю ночь намекали министр юстиции Хайко Маас и министр внутренних дел Томас де Мезьер. Маас в интервью медиагруппе Funke заявил, что соискатели убежища также могут быть осуждены и получить тюремные сроки, даже если в их отношении уже запущена процедура по предоставлению убежища. Впрочем, он призвал не спешить с выводами о роли беженцев в новогодних событиях и призвал полицию прежде всего установить все факты и личности. Де Мезьер также заявил, что всем, кто живет в Германии, придется признать равноправие между женщинами и мужчинами, и напомнил, что за серьезные преступления приезжие могут быть высланы из страны "вне зависимости от их статуса". Также он намекнул, что в законы могут быть внесены поправки, которые лишат уже осужденных за преступления возможности получить убежище в Германии.
Меркель уже комментировала ситуацию. 5 января она потребовала быстрого расследования сообщений о нападениях на женщин в Кельне и наказания преступников вне зависимости от их происхождения. Она сказала, что ждет жесткого ответа на эти нападения. В разговоре с обер-бургомистром Кельна Хенриетте Рекер канцлер выразила возмущение в связи с "отвратительными нападениями и случаями сексуального домогательства". В тот же вечер в Кельне на месте новогодних нападений прошла акция протеста против насилия, в которой участвовали до 300 женщин. Как сообщает ВВС, протестующие, в частности, требовали, чтобы канцлер четко обозначила свою позицию.
По делу о нападениях в Кельне у следствия есть 16 подозреваемых, передает Deutsche Welle. Как сообщает dpa со ссылкой на источник в правоохранительных органах, это мужчины североафриканского происхождения. Их проверяют на причастность к новогодним событиям. Двое из них были задержаны 2 января, остальные пока на свободе. Ранее полиция задерживала некоторых из них в связи с ограблениями, в том числе за пределами Кельна. На данный момент, через неделю после бесчинств на вокзальной площади, в полицию поступило 121 заявление от пострадавших, примерно три четверти из них касаются сексуальных домогательств, две женщины пожаловались на изнасилование.
В обзоре Deutsche Welle напоминает, что когда кельнские полицейские решили провести частичную эвакуацию с площади, чтобы предотвратить стычки и новые запуски петард и ракет в толпу, они стали получать первые жалобы от плачущих женщин на домогательства и ограбления. Но тогда полиция не поняла, что ситуация вышла из-под контроля и 1 января отчиталась о спокойно прошедшей ночи, чтобы потом назвать этот отчет ошибочным. Первые 30 заявлений поступили в полицию 2 января. Представитель департамента полиции Кельна Карло Крейц сообщил DW, что в новогоднюю ночь на площади дежурили 140 полицейских, но они видели в темноте толпу и массу голов. Только в понедельник за ситуацию взялись основные СМИ, а шеф полиции Кельна Вольфганг Альберс дал пресс-конференцию, сообщил о 60 жалобах от женщин и заявил о "новом масштабе преступности". Стало известно о похожих нападениях в новогоднюю ночь в Гамбурге и Штутгарте, о том, что такие же нападения в течение двух лет совершают члены банды в Дюссельдорфе и что полиция в Хельсинки готовилась к подобным беспорядкам и сумела в основном их предотвратить.
Несмотря на объяснения Крейца и первоначальные отчеты полиции, Spiegel утверждает, что на самом деле полицейские "пережили хаотичную и постыдную ночь". Как пишет Washington Post, германский журнал ссылается на копию закрытого доклада некоего высокопоставленного сотрудника полиции. В нем говорится, что полицейское присутствие на площади было недостаточным, а те, кто там дежурил, быстро поняли, что находятся на пределе возможностей. Автор доклада также утверждает, что женщинам на площади приходилось буквально идти сквозь строй пьяных и неуправляемых мужчин.
Толпа игнорировала запрет находиться на территории вокзала и площади перед ним, правоохранители были не в состоянии задержать нападавших. Из-за большого скопления нетрезвых людей пришлось перекрыть платформы, и некоторые перебегали через рельсы, сказано в документе, который цитирует также Deutsche Welle. По полицейским стреляли ракетами и забрасывали их бутылками. В отчете также говорится о том, что толпа окружала полицейских тесным кольцом, мешая им помочь жертвам насилия. Собравшиеся на площади мигранты рвали на глазах полицейских свои разрешения на пребывание, говоря при этом, что завтра получат новые и правоохранители ничего не смогут с ними сделать. Также приведена цитата одного из мужчин, сказавшего: "Я сириец, вы должны быть со мной дружелюбны. Меня пригласила Меркель".
Шансы, что совершившие нападения будут осуждены, крайне малы, сказал DW эксперт по уголовному праву Николаос Гацеас, который преподает право в университете Кельна. Он объяснил, что если для начала расследования необходимо так называемое "простое подозрение", то для вынесения обвинительного приговора необходимо доказать факт "личной вины" подозреваемого, что сложно, если преступления совершались группой и тем более в условиях хаоса, который царил на вокзальной площади. По словам Гацеаса, суду необходимо представить улики конкретного преступления, например записи с камер видеонаблюдения и показания свидетелей и пострадавших. Свидетели должны убедительно и однозначно опознать конкретного нарушителя. "Как ни удручающа ситуация после ужасающих событий новогодней ночи и как бы сильно это ни разочаровывало пострадавших, подозреваемые, в случае возникновения сомнений в их виновности, должны быть оправданы", - считает юрист. Он убежден, что в подобных случаях правовое государство должно оставаться правовым.