Гражданское общество занялось подготовкой реформ для новой власти

Однако старая власть уходить не собирается и продолжает «закручивать гайки»
Гражданское общество готовит реформы в ожидании смены власти, которая, однако, никуда уходить не собирается
Гражданское общество готовит реформы в ожидании смены власти, которая, однако, никуда уходить не собирается / Е. Разумный / Ведомости

На первый день весны 2015 г. оппозиция назначила марш «Весна». Алексей Навальный и Борис Немцов раздавали в метро листовки с анонсом шествия. Навального арестовали на 15 суток, Немцова убили рядом с Кремлем за день до марша, который в итоге превратился в траурное шествие. После этого убийства многие говорили, что оно должно объединить демократические силы. Но объединение получилось весьма условным: Демократическая коалиция на базе партии «Парнас» отметилась рядом внутренних скандалов, была допущена лишь к одним региональным выборам (в Костромской области) и ограничилась 2% голосов.

Непартийная оппозиция выбрала другой путь – эксперты занялись формированием новой повестки, которая станет актуальной после падения режима. Первым такие предложения стал разрабатывать Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина, созданный после его ухода из правительства. Его члены начали готовить пакет преобразований на случай возможной «политической либерализации». Михаил Ходорковский заявил, что тоже привлечет экспертов для подготовки будущих реформ, а «теоретическое конструирование будущего» станет одним из главных проектов «Открытой России». Соратник Навального Владимир Ашурков запустил в декабре проект «Санация права»: его общественный совет рекомендовал к отмене 10 наиболее скандальных законов, «что станет актуальным, когда произойдет либерализация политической системы и новая власть возьмет курс на демонтаж авторитарного режима». А Совет по правам человека активно участвовал в уточнении понятия «политическая деятельность», которое является определяющим для признания НКО агентами. Хотя, по признанию правозащитников, ситуацию это не изменит: «всех, кого хотели, в реестр уже внесли», говорит руководитель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин.

Агенты в цифрах

109 НКО были включены в реестр иностранных агентов по состоянию на 21 декабря 2015 г. По данным Минюста, 14 из них утратили этот статус в связи с самоликвидацией, шести организациям удалось воспользоваться процедурой выхода из реестра

Отдельным направлением работы активистов оставались общественные расследования. В 2015 г. ушел в отставку глава РЖД Владимир Якунин – один из любимых персонажей Навального, герой громких публикаций о «шубохранилище». Самым громким расследованием года стал сделанный Фондом борьбы с коррупцией фильм об окружении генпрокурора Юрия Чайки. В жанре расследования выступило и движение «Голос», обнаружившее «иностранных агентов» в рядах «Единой России»: по данным экспертов, партия власти и ее кандидаты финансируются из-за рубежа и через офшоры.

Впрочем, власть сдавать позиции не собирается. Без критиков можно обойтись: формирование ручного гражданского общества закончено, а либералами, как объявил на днях кремлевский куратор внутренней политики Вячеслав Володин, стали единороссы. Из тюрем выходят фигуранты «болотного дела», а силовики предъявляют обвинения новым. На три года отправлен в колонию активист Ильдар Дадин за неоднократное нарушение закона о митингах. Вслед за сотней иностранных агентов появились четыре нежелательные иностранные организации. И ждать от нового года изменений не приходится – чтобы обеспечить «легитимность, конкурентность и открытость» выборов и не допустить новых протестов, предварительно придется завинтить недокрученные гайки.