Социальное самочувствие россиян существенно ухудшилось — ВЦИОМ

Люди стали меньше понимать, что происходит со страной, считает эксперт
Экономический кризис подорвал социальный оптимизм
Экономический кризис подорвал социальный оптимизм / Е. Разумный / Ведомости

Материальное благополучие россиян ухудшается, а надежд на улучшение экономической ситуации в ближайшем будущем становится все меньше, свидетельствует опрос ВЦИОМа. Как отмечают социологи, в декабре заметно снизились все индексы социального самочувствия, которые вычисляются как разница между положительными/средними и отрицательными оценками. Например, индекс самооценки материального положения упал до уровня 2009 г. (52 пункта) – плохой материальную ситуацию в своей семье считают 24% опрошенных. Индекс социального оптимизма с лета потерял 17 пунктов, а людей, считающих, что через год они будут жить еще хуже, сейчас почти вдвое больше, чем в декабре 2009 г. (см. график). Индекс оценок экономического положения страны также заметно просел – с октября по декабрь с 49 до 33 пунктов, негативные оценки экономического положения сегодня дает каждый третий россиянин. Снизился и индекс оценки политической обстановки – на 20 пунктов с июля по декабрь, в том числе за последний месяц – на 10 пунктов. Негативно политическую обстановку сегодня оценивают 22%, положительно – 24%.

Экономический кризис подорвал социальный оптимизм, поясняет гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: снижение реальных доходов на 10%, обвал рубля на фоне спада на нефтяном рынке пагубно отразились на перспективах экономического роста, и «именно отсутствие перспективы больше всего угнетает людей». Проценты показывают ухудшение политической обстановки, но катастрофы нет, а индекс – более чувствительный инструмент, который создан, чтобы демонстрировать изменения, подчеркивает Федоров: «Никаких политических изменений внутри страны не происходило, вся политика – вовне: Сирия, война с террором, конфронтация с Турцией, самолет над Синаем. Международная военно-политическая напряженность и вовлеченность России в эти разборки растет – индекс падает, потому что это опасная игра».

Люди стали меньше понимать, что происходит, считает политолог Алексей Макаркин: «В прошлом году была понятная схема – Россия спасла крымчан и жителей Донбасса от бандеровцев. Сирия же, хотя и «колыбель православного монашества», но все-таки скорее далекая мусульманская страна. Стали происходить события, которые не похожи на триумф, – взорванный самолет над Синаем, сбитый военный самолет и испортившиеся отношения с Турцией, хотя еще недавно она была большим другом, ведь только и говорили о повороте на восток. Ситуация стала более запутанной и тревожной, что усиливает недоверие». Кроме того, наложились социально-экономические факторы, отмечает эксперт: если в прошлом году люди считали, что они заплатили маленькую цену, то сейчас поняли, что кризис носит затяжной характер: «На улицу, правда, они не выйдут, но зато повысятся рейтинги партий левой парламентской оппозиции, которые будут критиковать правительство».

Экономический кризис подорвал социальный оптимизм