Выборы в Госдуму не будут дешевыми для кандидатов-одномандатников
Российские политтехнологи призывают активнее использовать американские методыКризис исследовательских технологий, недовольство населения истеблишментом и рост на этой почве популистских движений – перед российскими политтехнологами в ближайшие месяцы будут стоять многие из тех проблем, с которыми уже успели столкнуться их американские коллеги, и многие обкатанные за океаном приемы можно будет с успехом позаимствовать. Об этом говорили в среду на круглом столе, организованном комитетом по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью.
Кризису «классической» социологии следует противопоставить онлайн-опросы и опросы, проводимые агитационной сетью, объяснял президент холдинга «Минченко-консалтинг» Евгений Минченко. Популистам и растущей оппозиции можно противостоять, «отзеркаливая» их собственные методы агитации, т. е. отправляясь вслед за ними в интернет и делая ставку на ярких лидеров. Еще один прием – объединение мелких электоральных групп по принципу «собрать большинство из множества меньшинств», для этой цели демократическая партия США использует сеть активистов, базы данных избирателей и интернет-коммуникации.
Патриотизм – не панацея
Патриотическая повестка на выборах будет эксплуатироваться всеми и она перестает быть конкурентным преимуществом, полагает председатель наблюдательного совета «Бакстер групп» Дмитрий Гусев.
Впрочем, с интернет-коммуникациями у российских партий пока не заладилось, констатирует руководитель «Максимов-консалтинга» Андрей Максимов: у кандидата от демократической партии Хиллари Клинтон только платных приложений для мобильных устройств семь. А единственный депутат Госдумы, имеющий собственное приложение, – Александр Хинштейн, хотя подсчитано, что на руках у россиян уже около 50 млн гаджетов. В России пионером в этой области следует признать оппозиционера Алексея Навального: у его приложений уже сейчас по 50 000–60 000 скачиваний. Свое приложение в 2011 г. появилось у Дмитрия Медведева (готовился к президентским выборам, поясняет политолог), оно до сих пор существует, но никак не используется, хотя это прекрасный инструмент для обратной связи. Есть оно и у «Единой России», но «командно-руководящее» и тоже без обратной связи.
От социологии также следует ждать сюрпризов, предупреждает президент «Никколо М» Екатерина Егорова: 77% россиян говорят, что уже ощущают кризис, 72% поддерживают войну с ИГ (запрещенная в России организация). Пушки или масло – вот дилемма, стоящая перед кандидатами, и надо четко оценить давление экономических факторов, иначе результаты голосования могут оказаться неожиданными, считает политолог.
Бюджет избирательной кампании в одномандатном округе, по оценке экспертов, может вырасти до $10 млн. В среднем же он будет составлять 100–150 млн руб., подсчитал гендиректор «Агентства Вертикаль» Сергей Толмачев: «Браться за меньший бюджет считаю большим риском, если только в регионах, где все решено, но и там турбулентность нарастает». По оценке эксперта, трудная кампания будет у «Единой России», поскольку именно на нее «повесят» все проблемы, КПРФ традиционно соберет протестный электорат, ЛДПР приватизирует внешнеполитическую повестку, а «Справедливая Россия» традиционно возьмет свое за счет бывших сторонников власти, не готовых к явному протесту.