Юрий Чайка назвал заказчиком «лживого фильма» ФБК Уильяма Браудера
Генпрокурор считает, что публикация доклада Алексея Навального связана с активизацией расследования против главы Hermitage CapitalГенпрокурор России Юрий Чайка обратился в газету «Коммерсантъ» с письмом, в котором называет имя заказчика фильма Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального о бизнесе своих сыновей. «У меня нет никаких сомнений в том, что заказчиками этого лживого фильма являются (глава инвестфонда Hermitage Capital) Уильям Браудер и стоящие за ним спецслужбы. Как весомое подтверждение этому следом за вбросом фильма в России на меня и членов моей семьи совершена мощнейшая беспрецедентная, оскорбительная атака в газетах, на телевидении, в интернете сразу в нескольких европейских странах (Германия, Швейцария, Греция и другие)», – пишет Чайка.
1 декабря ФБК обнародовал итоги расследования, в котором сына генпрокурора Артема Чайку называют владельцем гостиницы Pomegranate на греческом полуострове Халкидики. Совладельцем этой гостиницы, по утверждениям Навального, является Ольга Лопатина, бывшая жена замгенпрокурора Геннадия Лопатина. «Ольга Лопатина является совладелицей фирмы «Сахар Кубани» вместе с женами бандитов из Кущевки – Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза», – говорилось, в частности, в публикации ФБК.
Ранее версию о Браудере как заказчике расследования ФБК озвучил включенный в «список Магнитского» следователь МВД в отставке Павел Карпов. Карпов указал, что расследование Навального было опубликовано после того, как российские следователи провели на Кипре обыски по делу о выводе из России акций «Газпрома» на 5,4 млрд руб., писал «Коммерсантъ».
Чайка, как и Карпов, связывает показ фильма ФБК с активизацией следствия по этому делу. «Расследование иных совершенных им (Браудером) и его соучастниками преступлений продолжается. По делу была образована мощная следственная группа, ее работа заметно активизирована. Следствие проводится сразу в нескольких странах. Его результаты однозначно будут иметь для Браудера крайне нежелательные последствия – и не только для него», – указывает Чайка.
Генпрокурор напоминает, что российские следователи с 2004 г. расследуют «преступные схемы хищений в период с 1996 по 2006 г. из России огромных денежных средств», идеологами которых «являются спецслужбы США, а организатором выступил гражданин США, ныне подданный Великобритании Браудер». Чайка пишет, что подконтрольным Браудеру фондам удалось сформировать 7%-ный пакет акций «Газпрома», а сам инвестор «пытался шантажировать руководящие органы ОАО «Газпром», чтобы в результате конфиденциальные сведения попали в руки иностранных спецслужб и коммерческих конкурентов российской компании. «Криминальным апогеем деятельности группировки Браудера стала реализация схемы хищения более 5 млрд руб. из российского бюджета, ответственность за которую он всячески пытается переложить на российских чиновников», – пишет генпрокурор. Он напоминает, что российский суд признал Браудера виновным в совершении налоговых преступлений и заочно приговорил к девяти годам лишения свободы.
Главной целью главы Hermitage Capital в качестве заказчика фильма, по версии Чайки, является дискредитация Генпрокуратуры, «чтобы мы лишились помощи наших коллег, без которой мы не сможем отследить конечные точки всех финансовых схем Браудера, уходящих за рубеж». Кроме того, заказчики хотели дискредитировать «сам факт расследования» и «максимально загасить происходящую сейчас активную фазу расследования, выведя из строя ее инициатора, а лучше вообще похоронить дело». В качестве глобальной цели называется компрометация «генерального прокурора России, его подчиненных региональных руководителей, вновь заявить о нашей стране как о партнере, с которым лучше не иметь дело, стране, достойной экономических и прочих санкций».
Чайка также указывает, что «вся криминальная деятельность Браудера в России сопровождалась чередой загадочных смертей людей из его окружения, происшедших после начала расследования в нашей стране». Генпрокурор напомнил о смертях представителя кипрских компаний Браудера, организатора хищений, по версии следствия, Октая Гасанова и гендиректора компании «Риленд», через которую похищались средства, Валерия Курочкина. Смерть в сизо Сергея Магнитского для Браудера стала «спасательным кругом, а спецслужбы США воспользовались трагедией для старта своей очередной спецоперации по дискредитации России в глазах мирового сообщества», – пишет Чайка, имея в виду принятие «закона Магнитского». Он подчеркивает, что «Магнитский никогда адвокатом не был, юридического образования не имел. Каких-либо расследований не проводил и проводить не мог: он в качестве бухгалтера занимался реализацией созданных Браудером преступных схем по уклонению от уплаты налогов, за что и был арестован судом». Когда же бухгалтер находился в сизо, «адвокаты Браудера, определенные им для работы с Магнитским, путем шантажа пытались заставить Магнитского подписать документы об участии в событиях, ему неизвестных, что приводило его в состояние сильной эмоциональной подавленности», – отмечает Чайка.
Браудер ранее уже заявлял, что к созданию фильма Навального отношения не имеет. «Я польщен тем, что мне отданы лавры действительно замечательной работы, вскрывающей коррупцию в высших эшелонах власти, но в данном случае я не имел возможности внести в нее свой вклад», – цитировал его «Интерфакс».
Навальный, реакцию которого приводит «Коммерсантъ», также опровергает версию Чайки. «Мы ожидали, что в Генпрокуратуре будут отвлекать внимание и придумывать заказчика, но я удивлен, что выбрали именно его. Могу сказать, что нас Браудер не интересует, и мы не понимаем, почему при обсуждении связей родственников руководства Генпрокуратуры и банды Цапков возникает он», – говорит глава ФБК. Навальный по-прежнему требует «содержательного ответа по каждому пункту нашего расследования», а также отставки Чайки и «объективного разбирательства».