Центризбирком хочет сэкономить на рекламе выборов в Госдуму 2016 года

Чтобы сохранить на прежнем уровне зарплату членов избиркомов
ЦИК готов экономить
ЦИК готов экономить / С. Портер / Ведомости

Центризбирком (ЦИК) готов отказаться от расходов на информирование избирателей, сообщил в четверг председатель комиссии Владимир Чуров. По его словам, ЦИК составил новую смету расходов на проведение выборов в Госдуму 2016 г., основной упор в ней сделан на сохранение уровня оплаты труда избирательных комиссий. Также не будут сокращаться расходы на «обязательные вещи» – печать бюллетеней, открепительных удостоверений. «Все остальное сокращено по максимуму. В том числе мы предлагаем отказаться от традиционных информационных роликов, плакатов, т. е. все, что напрямую не связано с организацией голосования, все исключено», – сказал Чуров (цитата по ТАСС).

До сих пор в ходе федеральных кампаний ЦИК организовывал масштабную рекламу выборов: избирателей на участки зазывали телевизионные ролики с участием звезд эстрады и герои культовых советских фильмов, наружная реклама и раздаточные материалы (от листовок до именных приглашений с адресами избирательных участков). Расходы на эти цели составляли сотни миллионов рублей (см. врез), при том что эфир для трансляции такой рекламы госканалы предоставляют бесплатно. В финансовом обосновании расходов на кампанию 2016 г., которое ЦИК утвердил в октябре, по статье «другие расходы, в том числе связанные с информированием избирателей» проходит 678 млн руб.

Сколько стоит

Бюджет программы информационно-разъяснительной деятельности на время федеральных избирательных кампаний 2007–2008 гг. составил 420 млн руб. В 2011 г. только разработка единой концепции информационно-разъяснительных материалов обошлась ЦИК в 8 млн руб.

В принятом во втором чтении бюджете-2016 на подготовку и проведение выборов заложено 10,4 млрд руб. – на 4 млрд руб. меньше, чем просил ЦИК, оценивший стоимость кампании в 14,7 млрд. Как ранее сообщал Чуров, Минфин предлагал сократить оплату труда членов участковых и территориальных избиркомов (эта статья расхода составляет более 70% от общей стоимости выборов) до 24–30 руб. в час. ЦИК оценивает ее в 61–76 руб. в час, примерно столько зарабатывали члены избиркомов на президентских выборах 2012 г.

Возможное сокращение зарплаты членов избиркомов – очень болезненная тема и она активно обсуждалась на проходившем в октябре в Сочи общероссийском совещании председателей избиркомов, говорит один из его участников. Он напоминает, что большинство рядовых сотрудников избиркомов – учителя, которые в этом году не смогут уйти, как обычно, в отпуск (из-за переноса выборов на сентябрь большая часть кампании придется на время школьных каникул), и, следовательно, им нужно будет платить. Исходя из расчетов ЦИК, средняя месячная зарплата рядового сотрудника избиркома должна составить 4950 руб., но, если сократить ее вдвое, люди просто откажутся работать. Собеседник «Ведомостей» в ЦИК говорит, что окончательное решение по поводу того, какие именно статьи расходов следует урезать, еще не принято – это будет сделано после того, как Госдума окончательно утвердит бюджет выборов.

Эксперты не видят большой беды в отказе от рекламы выборов: она не слишком эффективна и всегда есть риск, что она будет работать на целевую аудиторию какой-то конкретной партии, говорит политолог Александр Кынев. В мировой практике агитацию за явку проводят прежде всего сами участники выборов и общественные организации, отмечает он.