Расследование Навального о бизнесе сыновей генпрокурора власть пока не интересует
Самому Юрию Чайке тоже вряд ли что-то грозит, считают экспертыВ Кремле пока не нашли времени ознакомиться с результатами расследования Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального о бизнесе семьи генпрокурора Юрия Чайки, так как сконцентрированы на послании президента Федеральному собранию, сообщил в среду пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. В понедельник ФБК опубликовал материалы, из которых следует, что сын генпрокурора Артем Чайка является совладельцем гостиницы в Греции вместе с бывшей женой заместителя генпрокурора Геннадия Лопатина Ольгой Лопатиной, у которой к тому же был совместный бизнес с супругами Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза, осужденных по кущевскому делу.
На запрос «Ведомостей» пресс-служба Генпрокуратуры в среду не ответила. Ранее в ответ на запрос «Новой газеты» там сообщили, что прокуроры не обязаны отчитываться об имуществе совершеннолетних родственников. А Лопатина в своем заявлении (есть у «Ведомостей») заверила, что «никогда не имела никакого совместного бизнеса с членами так называемой банды Цапков». Сведения ФБК о совместном владении ООО «Сахар Кубани» Лопатина называет ложными, а предъявленные Навальным выписки из документов – «вызывающими недоумение». Согласно ЕГРЮЛ, ООО «Сахар Кубани» из станицы Кущевской до его ликвидации в мае 2011 г. владели Анжела Мария Цапок (25%), Наталья Цеповяз (25%) и ООО «Арлайн» (50%). «Арлайн» до сих пор действует, и им в равных долях владеют Надежда Староверова и Лопатина. Год рождения, московский адрес и ИНН совладельца «Арлайн» Лопатиной совпадают с данными жены заместителя генпрокурора, подтвердили «Ведомостям» собеседники в налоговой службе.
Предъявить какие-либо обвинения самому Юрию Чайке вряд ли получится, предупреждает доцент ВШЭ Павел Кудюкин, – он же не давал заказов своим сыновьям. А потенциальный конфликт интересов – область, практически не охваченная национальным антикоррупционным законодательством. Использовали ли дети в своем бизнесе авторитет отца – это вопрос исключительно из сферы морали, а происхождение их «стартового капитала» недостаточно исследовано, чтобы делать какие-то выводы, говорит эксперт.
Странная смерть
ФБК подозревает Артема Чайку в рейдерском захвате Верхнеленского пароходства в Иркутской области и обращает внимание на подозрительную смерть бывшего директора пароходства Николая Паленного.
С октября этого года высшие госчиновники обязаны сообщать о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, «в порядке, предусмотренном указами президента», но он до сих пор не установлен. Речь идет о выгоде не только чиновника, но и его родственников и граждан, связанных с ним имущественными отношениями. Исходя из логики закона о госслужбе о возможном конфликте интересов генпрокурор и его заместители должны уведомлять своего нанимателя, т. е. Совет Федерации, который назначает их по представлению президента, рассуждает Илья Шуманов из «Трансперенси интернешнл». Но до сих пор конфликт интересов генпрокурора не был предметом исследования в Совфеде, говорит глава комитета по регламенту Виктор Тюльпанов.
Депутат Госдумы от КПРФ Владимир Бессонов отправил председателю палаты Сергею Нарышкину заявление с просьбой вызвать Чайку на «правительственный час», но ее вряд ли удовлетворят. «Сомневаюсь, что мы успеем его вызвать, все правительственные часы расписаны и не вызвать какого-то министра, а пригласить Чайку было бы неправильно», – говорит глава комитета по регламенту Виктор Пинский («Единая Россия»). После событий в Кущевке Следственный комитет детально поднимал весь бизнес семьи Цапков, все подконтрольные им фирмы проверялись, напоминает зампред комитета по безопасности Александр Хинштейн: «Если бы тогда СКР обнаружил такую связь, то у меня нет и тени сомнения, что эти факты были бы использованы в его борьбе с прокуратурой». На 2010–2011 гг. как раз пришелся пик этого противостояния, отягощенного ситуацией с «игорным делом», и СКР просто не мог упустить такую уникальную возможность, уверен депутат.
Следует ждать эмоциональной реакции власти на разоблачения Навального, которые будут восприняты в первую очередь как попытка дестабилизации, считает политолог Михаил Виноградов. Он напоминает, что обычно немедленной реакции на такие выступления не бывает, но все зависит от того, какой тип действий будет оцениваться как наименее слабый.