За срыв гособоронзаказа будут сажать на 10 лет
Но доказать нецелевое расходование средств на оборону крайне трудно, предупреждает экспертЗаконопроект, вводящий уголовную ответственность за нецелевое расходование средств гособоронзаказа (ГОЗ), размещен в пятницу на официальном портале раскрытия информации. Подготовивший проект Минюст предлагает дополнить Уголовный кодекс двумя статьями – статья 201.1 предусматривает ответственность исполнителя за нецелевое расходование средств, полученных на выполнение ГОЗа, а статья 285.4 вводит аналогичную ответственность для должностного лица, выступающего в качестве госзаказчика. Максимальное наказание полагается, если сумма нецелевых расходов превышает 7,5 млн руб. (см. врез).
Выделенные исполняющим ГОЗ коммерческим или казенным организациям средства нередко расходуются не по целевому назначению, хотя бы даже в интересах этих организаций, объясняют авторы законопроекта в пояснительной записке. Но в этих организациях не склонны расценивать происходящее как причинение существенного вреда своим интересам, и в результате уголовные дела по ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» возбуждаются крайне редко. Руководители таких организаций не являются и должностными лицами, т. е. привлечь их к ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств тоже нельзя.
Что грозит
За нецелевое расходование средств, полученных или потраченных на выполнение ГОЗа, законопроектом предусмотрен штраф от 500 000 до 1 млн руб. и лишение свободы на срок до 10 лет.
Под тяжкими последствиями, за которые предусмотрен тюремный срок до 10 лет, очевидно, должен пониматься срыв поставок, оплаченных из средств ГОЗа, поясняет человек из Минобороны. По его словам, инициатором поправок в Уголовный кодекс стал аппарат вице-премьера Дмитрия Рогозина, в Минобороны против них не возражают. Получить официальные комментарии у представителей Минобороны и Рогозина в выходные не удалось.
Это уже не первая законодательная мера, направленная на ужесточение контроля и наказаний в сфере исполнения ГОЗа. В конце 2013 г. были приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые наказывали штрафами ряд действий исполнителей и заказчиков в этой сфере. Штрафы вводились за несоблюдение порядка заключения контрактов, нарушение сроков оплаты, нарушения при торгах и отказ единственного заказчика от заключения контракта (штраф до 1 млн руб.). А весной 2015 г. были приняты поправки в закон о ГОЗе, которые требовали от исполнителей открывать для получаемых под ГОЗ бюджетных средств специальные раздельные (т. е. под каждый контракт) счета в уполномоченных банках и тратить средства на исполнение заказа только с этих счетов.
Новые уголовные наказания, несомненно, добавят нервозности в работе, но их практический результат будет невелик, полагает руководитель одного из предприятий – исполнителей ГОЗа. По его словам, при общем объеме прошлогоднего ГОЗа более 1,9 трлн руб. Счетной палате удалось найти фактов нецелевого использования этих средств примерно на 0,3% от этой суммы. Только самый недалекий бухгалтер и руководитель оформят документы по исполнению ГОЗа так, что из них будет прямо вытекать нецелевой порядок их использования, подчеркивает собеседник: «Предположим, на исполнении заказа удалось немного сэкономить и эти средства пошли на ремонт помещения – и как доказать, что этот ремонт не был необходим для исполнения самого заказа?» При этом открытые хищения средств ГОЗа с отмыванием похищенного – как, например, на ряде дальневосточных судоверфей – нормально расследуются по статье «Хищение», говорит он, и специальных статей для этого не нужно. Поэтому, по мнению собеседника, вряд ли новая статья будет применяться часто.