Обама предложил Ирану и России определиться: они за Асада или за сирийскую государственность

По информации WSJ, США, Европа и суннитские страны пытаются расколоть союз России и Ирана по поддержке Асада
Президент Ирана Хасан Роухани и президент России Владимир Путин
Президент Ирана Хасан Роухани и президент России Владимир Путин / Дмитрий Рогулин / ТАСС

Россия и Иран должны выбрать, хотят ли они поддерживать президента Башара Асада или спасти сирийское государство, поддержав создание правительства, которое будет легитимно. Как сообщает АР, это заявил президент США Барак Обама на встрече с премьер-министром Канады Джастином Трюдо. Их переговоры прошли на полях саммита АТЭС на Филиппинах.

Невозможно представить, чтобы гражданская война в Сирии прекратилась до ухода Асада от власти, заявил Обама. По его словам, Асад не сможет вернуть себе легитимность. В последнее время предпринимаются дипломатические усилия по созданию пространства, на котором в дальнейшем можно будет осуществить решающий поворот и политическую передачу власти, рассказал президент. В частности, в США возлагают надежды на возможную договоренность о прекращении огня, которая пусть и не будет соблюдаться всеми, но создаст хотя бы участки относительного затишья.

По информации The Wall Street Journal, США, европейские и арабские страны сейчас пытаются внести разлад в союз России и Ирана, партнерство которых укрепило позиции Асада. Как рассказали изданию высокопоставленные дипломатические источники, цель этого разлада – добиться от Москвы уступок по вопросу ограничения пребывания Асада у власти. Такие уступки укрепят создающуюся международную коалицию и позволят военным активнее сотрудничать в борьбе с "Исламским государством" (запрещенная в России группировка). Более жесткая, чем у Москвы, проасадовская позиция Тегерана тормозит усилия по объединению, считают на Западе. Объединение становится все более необходимым в связи с укреплением ИГ в Сирии и Ираке и его предполагаемой причастности к недавним терактам.

"Вашингтон уже заметил усиление напряженности между Россией и Ираном по вопросу будущего Сирии", – заявил WSJ высокопоставленный источник в США. По данным американских и европейских источников газеты, элитный Корпус стражей исламской революции недавно отозвал часть своих военнослужащих из Сирии из-за потерь. Кроме того, WSJ стало известно, что в ходе переговоров в Сочи Владимир Путин удивил наследного принца Абу-Даби Мухаммеда аль-Нахайана и министра обороны Саудовской Аравии принца Мухаммеда бен Сальмана заявлением, что Россия будет стремиться ограничить роль Ирана в Сирии. Также он подчеркнул, что если суннитские арабские страны поддержат его, он поможет им в сдерживании Тегерана, пишет газета.

Иран в ходе недавних переговоров в Вене по Сирии ничем не показал, что готов оказать давление на Асада, чтобы склонить его к отставке, пишет газета, хотя в самом конце октября источники Reuters говорили, что Иран дал понять, что согласен на шестимесячный переходный период  с последующими выборами, которые должны решить судьбу нынешнего сирийского лидера. В Европе и США сейчас больше надеются на гибкость Кремля в этом вопросе, пишет издание. Источники WSJ в США, Европе и арабских странах, впрочем, сдержанно оценивают возможность того, что Москва согласится дистанцироваться от Ирана и Асада. Новые переговоры по Сирии намечаются на декабрь, и США и Россия уже заявили, что будут добиваться прекращения огня между Асадом и умеренной оппозицией, но не против ИГ, напоминает газета.

3 ноября представитель МИД России Мария Захарова заверяла, что Россия не настаивает на сохранении у власти Асада и этот вопрос для Москвы не является принципиальным. «Мы говорим о том, что смена режима в Сирии может стать катастрофой не только локального или даже регионального масштаба, но с учетом той проблемы с беженцами, которая есть уже сейчас, это может стать большой черной дырой», – отмечала она (цитата по ТАСС). 18 ноября Обама назвал Россию конструктивным партнером по Сирии, но добавил, что после парижских терактов Москве следовало бы перейти от прямой поддержки сирийского режима к борьбе с ИГ. Позднее в тот же день министр иностранных дел Сергей Лавров выразил надежду, что Запад откажется от увязки совместной борьбы против ИГ с судьбой президента Сирии. "Я рассчитываю, что изменение позиции наших западных коллег, которое, к сожалению, далось ценой ужасных террористических актов, будет наблюдаться со стороны и других наших западных партнеров, о том, что подлинную борьбу с ИГ и ему подобными можно наладить, только когда станет ясна судьба Башара Асада, что теперь эта позиция будет отложена в сторону", – сказал Лавров на пресс-конференции (цитата по "Интерфаксу"). "Теперь, по-моему, уже нет никаких сомнений, что просто неприемлемо продвигать предварительные условия для того, чтобы объединиться в борьбе с террористами в лице прежде всего так называемого "Исламского государства", которое, конечно же, никакое не исламское. И наша общая обязанность – не допустить, чтобы оно стало государством. А оно пытается именно создать свой халифат", – подчеркнул министр.