ФМС не справляется с миграционными проблемами, считают эксперты
Комитет Кудрина оценил выполнение Концепции государственной миграционной политикиПервый этап реализации Концепции государственной миграционной политики показал, что она не выполняется, говорится в докладе Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина. Целями концепции должны были стать укрепление нацбезопасности, стабилизация и увеличение постоянного населения России, а также обеспечение потребности экономики в рабочей силе. Но оказалось, что, несмотря на ужесточение миграционного законодательства, нелегальная миграция растет, как и межнациональная напряженность, считают эксперты. Закон о введении патентной системы стал прорывным, но после увеличения стоимости патентов привел к тому, что мигранты перешли в нелегальное поле. Последние несколько лет численность выданных разрешений на работу и патентов росла, однако за семь месяцев 2015 г. их число уменьшилось на 42,5%, хотя в страну продолжали прибывать беженцы с Украины, что тоже подтверждает рост нелегальной миграции. Порядка 90% патентов и разрешений на работу оформляется через посредников, аффилированных с ФМС, говорится в докладе.
Кроме того, ФМС провалила прием беженцев с Украины, считают эксперты. Госпрограмма добровольного переселения соотечественников позволяет получить российское гражданство, если беженцы имеют регистрацию по месту проживания, но у большинства ее нет. Вместо использования трудового потенциала беженцев их распределение по субъектам проводилось без учета имеющейся у них специальности, поэтому многие трудоустраивались по другой. А основная нагрузка по расселению беженцев легла на граждан России.
Понаехавшие
По подсчетам экспертов КГИ, каждый пятый занятый в российской экономике является трудовым мигрантом. В 2014 г. доля легальных иностранных работников достигала 5,4% от численности занятого населения.
Один из авторов доклада – глава фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин говорит, что ФМС следует в направлении, противоположном тому, что написано в концепции: вместо упрощения порядка передвижения мигрантов и их выхода на рынок труда ужесточена регистрация. По словам эксперта, если во всем мире миграция работает на развитие страны, то в России приоритетом стала законность пребывания: «ФМС вместо социально-экономического ведомства трансформировалась в полицейское». ФМС на запрос «Ведомостей» по поводу доклада не ответила.
Наше законодательство такое же, как в Европе, но «с финансовой точки зрения его сложнее выполнять», говорит зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников (КПРФ). У нас беженцам не выдают квартир и больших пособий, но в этом виноваты в том числе и сегодняшние финансисты – ученики Кудрина и он сам, уверен депутат. В последние годы были приняты серьезные законы по учету мигрантов и приему беженцев, которые усовершенствовали систему, «и хотя недостатки есть, но их не так много», считает зампред комитета по безопасности Эрнест Валеев («Единая Россия»).
Член Совета по правам человека Евгений Бобров согласен с выводами КГИ: «Вместо того чтобы миграция стала средством развития производства, ее превратили в бизнес – если раньше патент стоил 4000 руб., то сейчас – 20 000 руб., его получение усложнили и передали на откуп коммерческим фирмам, аффилированным с ФМС». По словам Боброва, коммерциализация не должна была попасть в миграционную политику: «Нужно было сначала выстроить механизмы, а потом их регулировать – ужесточать или упрощать. Часть мигрантов после ужесточения законодательства ушла в серое поле, потому что у них нет денег на патенты».