Регионам не придется платить МВД за наказание нарушителей тишины
Соответствующие нормы перенесут из местных административных кодексов в федеральныйВ Госдуме в пятницу прошел круглый стол по проблемам исполнения полицией норм региональных кодексов об административных правонарушениях (КоАП). В июле 2014 г. вступили в силу поправки в федеральный КоАП, в соответствии с которыми полиция не имеет права составлять протоколы об административных правонарушениях, если ответственность за них установлена законом субъекта Федерации, без наличия соответствующего соглашения между МВД России и регионом. Однако типовой проект такого соглашения, разработанный МВД, предусматривает обязательную оплату региональными властями работы полицейских, а денег на это в местных бюджетах нет. В итоге нарушители оказываются безнаказанными, защита прав граждан не обеспечивается, объяснил единоросс Рафаэль Марданшин.
Для решения этой проблемы депутаты предложили перенести наиболее часто встречающиеся в региональных КоАПах статьи (см. врез) в федеральный кодекс. В МВД с таким подходом согласны: по мнению министерства, это позволит полиции без заключения соглашений составлять протоколы и рассматривать дела по бытовому дебоширству, ответственность за которое сейчас также устанавливается регионом. Депутаты пообещали провести мониторинг по выявлению наиболее частых составов правонарушений. Сейчас в Думе разрабатывается новая редакция федерального КоАПа, и, как полагают собеседники «Ведомостей» в комитете по конституционному законодательству, поправки о включении в него некоторых составов из региональных кодексов могут быть внесены ко второму чтению законопроекта.
Местные запреты
Региональные КоАПы предусматривают ответственность, в частности, за попрошайничество, нарушение правил выгула и содержания домашних животных, нарушение тишины и покоя, нарушение порядка при проведении массовых и спортивных мероприятий, торговлю в неустановленных местах.
Это можно назвать условной декриминализацией – идея и в том, чтобы лучше отрегулировать эти вещи на федеральном уровне, взять их на контроль, считает юрист фирмы «Юст» Александр Боломатов: «У федерального центра это всегда получается лучше – законодатель думает в том числе и о том, что на местном уровне могут быть перегибы, и боится, что будет неадекватное применение этих норм». Могут обнаружиться и расхождения в правоприменении, поэтому лучше вернуть эти составы на федеральный уровень, чтобы их выполнение контролировал центр, полагает эксперт.
Тренд на передачу большего количества полномочий от центра регионам идет с 2000-х гг. и формально его можно рассматривать как децентрализацию, но на деле регионы не пользуются полученными полномочиями или не понимают их значимости, хотя центр стремится к большей самостоятельности субъектов, объясняет политолог Ростислав Туровский. В данном случае передача полномочий не сработала по причине отсутствия у регионов «лишних» денег, но часто бывает и так, что центр делится полномочиями с субъектами, а они ждут дополнительных инструкций и без них в силу своей инертности ничего сами не делают, подчеркивает эксперт. Поэтому придумать механизм реализации полномочий для разрешения этой проблемы сейчас гораздо сложнее, чем просто включить их в федеральный кодекс, считает Туровский.