Плана платить акционерам ЮКОСа нет и не будет
Российские власти не представили в Совет Европы график и порядок исполнения решения ЕСПЧКомитет министров Совета Европы (СЕ) выразил серьезную обеспокоенность тем, что российские власти так и не представили в установленный срок план исполнения решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) о выплате компенсации в 1,866 млрд евро бывшим акционерам компании ЮКОС. Об этом говорится в резолюции, принятой по итогам прошедшего 22–24 сентября заседания, сообщил представитель СЕ.
Представить план, уточняющий сроки и порядок выплат, Россия должна была еще 15 июня, но она лишь известила о том, что вопрос о правомерности таких выплат поставлен перед Конституционным судом. К обсуждению этого вопроса Комитет министров планирует вернуться на очередной сессии, которая пройдет в марте 2016 г. Там настоятельно призывают российские власти представить план без дальнейших задержек. «Когда резолюция появится в официальном доступе, мы с ней ознакомимся и сформируем свою точку зрения по поставленным вопросам, – сказал «Ведомостям» руководитель аппарата уполномоченного России в ЕСПЧ Андрей Федоров. – При этом мы будем исходить из положений, определенных Конституционным судом, и действовать в рамках национального законодательства».
В июле Конституционный суд постановил, что Россия может в порядке исключения отступить от взятого на себя обязательства по исполнению решений ЕСПЧ, когда такое отступление является единственным способом соблюсти требования Конституции. Президент или правительство – если сочтут, что решение ЕСПЧ противоречит Конституции, – вправе обратиться в суд с вопросом, можно ли исполнить решение и как именно. Если суд придет к выводу, что это не может быть сделано в силу противоречия Конституции, то такое решение не подлежит исполнению. В базе данных Конституционного суда, которая содержит сведения о поступивших обращениях, отсутствуют какие-либо данные о находящихся на рассмотрении суда обращениях от президента, правительства или Минюста.
В теории международного права решения ЕСПЧ являются обязательными к исполнению. На практике же неисполнение решений не редкость, отмечает Кирилл Энтин из Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Он добавляет, что после ратификации 14-го протокола к Европейской конвенции у Комитета министров появилась возможность пожаловаться на неисполнение решения в ЕСПЧ. Если суд подтвердит такой факт своим решением, комитет получит право применять в отношении неисполнительного государства санкции – от финансовых и вплоть до приостановления членства в СЕ. Это новый механизм, который еще ни разу не применялся, отмечает эксперт. Но вероятность того, что он будет применен в деле ЮКОСа, ничтожно мала, уверен Энтин.
Сроки исполнения решений ЕСПЧ весьма расплывчаты, отмечает доцент РАНХиГС Кира Сазонова, например, исполнение резонансного решения «Херст против Соединенного Королевства», касающегося права заключенных голосовать, тянется уже 10 лет. На членство России в СЕ дело ЮКОСа также напрямую не влияет, поскольку не связано с нарушением ключевых прав человека. Но с учетом обострения отношений между Россией и структурами СЕ вопрос сильно политизирован, говорит Сазонова.