Давление на бизнес с помощью уголовных дел не ослабевает
Бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает Кремлю еще раз поправить Уголовный кодекс для предпринимателейМеры защиты предпринимателей от уголовно-процессуального давления на бизнес не работают: дел возбуждают все больше, предпринимателей сажают все чаще. Об этом говорится в письме бизнес-омбудсмена Бориса Титова помощнику президента Андрею Белоусову, где Титов анализирует выполнение поручений президента о снижении давления на бизнес.
Из документа (есть у «Ведомостей») следует, что вопреки декларациям ситуация в области защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования не улучшилась. Так, дифференциация в УК видов мошенничества не привела к сокращению числа дел против предпринимателей – общее число дел по новым статьям сопоставимо с числом по старой «универсальной» статье 159 (мошенничество). Число дел за мошенничество даже стало расти после того, как Конституционный суд отменил статью об ответственности за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. С октября прошлого года действует новый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым статьям (раньше это можно было делать только по представлению налоговой службы) – в результате за первое полугодие их количество выросло на 65%, а ведь раньше такие споры эффективно разрешались в арбитраже, отмечает Титов. Предпринимателей вопреки законодательному запрету продолжают арестовывать: в 2015 г. зафиксирован полуторакратный рост попавших в сизо по экономическим статьям.
Это письмо – ответ на проведенный МВД мониторинг применения норм, исключающих решение хозяйственных споров с помощью уголовного преследования, говорит руководитель секретариата центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Сергей Таут. Такое поручение было дано президентом по итогам майских указов. Минувшим летом МВД отчиталось о принятых мерах: прошла экономическая амнистия, внесены поправки в УК. И хотя количество поступивших в полицию жалоб на решения хозяйственных споров с помощью уголовных дел выросло за два года почти на четверть, обоснованными признаны лишь 6,9%. В МВД считают, что поручение выполнено и его можно снимать с контроля. Уполномоченный категорически не согласен с такой точкой зрения, подчеркивает Таут. Решением задачи могут стать только комплексные изменения законодательства, настаивает в письме Титов. Речь идет об увеличении суммы ущерба по «экономическим» статьям (ее необходимо привести в соответствие с экономическими реалиями и инфляцией), а также об освобождении от уголовной ответственности за экономические преступления, если они совершены впервые, а ущерб возмещен. Надо также четко определить понятие «преступление в сфере предпринимательской деятельности», поскольку следствие его трактует субъективно и не в пользу предпринимателей. Следует отменить их совершение «группой лиц по предварительному сговору» как отягчающее обстоятельство, так как в любом бизнесе есть два лица – гендиректор и бухгалтер.
Депутат Госдумы Рафаэль Марданшин напоминает, что новая версия статьи УК о бизнес-мошенничестве уже принята в первом чтении, на следующей неделе рабочая группа профильного комитета еще раз обсудит предполагаемые изменения. Речь идет об увеличении санкций по этой статье и снижении по остальным видам мошенничества, чтобы уравнять тяжесть наказаний. Что касается остальных предложений Титова, то в качестве инициатив в Госдуму они еще не поступали, но Марданшин говорит, что поддерживает их поэтапную реализацию.