Реформа местного самоуправления вновь обжалована в Конституционном суде
Муниципалитетам навязывают новый порядок избрания мэров, говорят заявителиУстановление областным законом единственного способа замещения должности главы муниципального образования нарушает Конституцию, полагают авторы жалобы в Конституционный суд, оспорившие ряд пунктов закона Челябинской области и федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». По Конституции местное самоуправление (МСУ) осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм волеизъявления, а структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. «Поэтому региональный закон, который определил, что глава муниципального образования не избирается, а назначается, противоречит Конституции», – говорит один из заявителей, руководитель Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Юрий Гурман.
Федеральный закон о МСУ предусматривает три варианта избрания мэров: прямые выборы, избрание из состава депутатов и избрание депутатами из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Отнесения к полномочиям региональных органов госвласти полномочий органов МСУ, в частности по установлению структуры муниципальных органов, закон не допускает. Но челябинские депутаты сами установили порядок формирования органов МСУ и единственный (третий) способ замещения должности мэра. По мнению заявителей, это нарушает федеральный закон, по которому порядок формирования органов МСУ и способ избрания мэра регулируются уставом муниципалитета. Но и федеральный закон авторы жалобы тоже считают неконституционным – в той части, в которой правоприменительная практика позволяет трактовать его как допускающий введение нормы о единственном способе замещения должности главы, говорит Гурман.
Кто еще против
В августе 90 депутатов Госдумы и оппозиционеры из регионов обжаловали в Конституционном суде муниципальную реформу, которая, по их мнению, привела к отмене выборов и уничтожению политической самостоятельности городов.
Способ определения структуры МСУ и порядок назначения глав и сейчас определяются волеизъявлением народа, уверяет член Совета Федерации Вячеслав Тимченко: «Такое право дается представительному органу, он имеет право на принятие решений от имени избирателей, в частности на выбор порядка формирования органов местной власти». По мнению сенатора, главой администрации лучше назначать хозяйственника, которого оценивает комиссия: «И не надо говорить, что это люди губернатора, – это представители профессионального сообщества, которые могут определить, может ли человек исполнять управленческие функции».
Одним из перегибов реформы МСУ является навязывание муниципальным образованиям единой модели, считает политолог Ростислав Туровский, и, хотя положения Конституции о местном самоуправлении расходятся с федеральным законом и реальной практикой, доказать это в суде практически невозможно. Главы поселений не протестуют против реформы и вынужденно принимают спущенную сверху модель, поскольку у них отсутствуют ресурсы, поселения зависят от дотаций. Чаще всего вводится единая модель назначения сити-менеджеров, хотя, к примеру, власти Подмосковья «поступили хитрее: они дают возможность одним сохранить выборность, а тем, кто должен быть под более жестким контролем, назначают сити-менеджеров», говорит эксперт.