Депутаты разъяснили чиновникам, что такое конфликт интересов

Это понятие распространят на членов семей и близких родственников госслужащих
Инициатива подготовлена ко второму чтению в рамках работы комиссии по противодействию коррупции
Инициатива подготовлена ко второму чтению в рамках работы комиссии по противодействию коррупции / Е. Разумный / Ведомости

Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал к принятию во втором и третьем чтении правительственный законопроект, который вводит в закон о противодействии коррупции понятия «конфликта интересов» и «личной заинтересованности». Законопроект был внесен и одобрен в первом чтении весной 2014 г. Пакет поправок в законы о прокуратуре, о Верховном суде, об общих принципах законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов Федерации, о статусе депутатов и сенаторов, о службе в органах внутренних дел и в ряд других законов обязывает чиновников сообщать о возникновении конфликта интересов. Кроме того, в законопроекте описывается порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, а неприятие требуемых мер может повлечь за собой увольнение.

Эта инициатива подготовлена ко второму чтению в рамках работы комиссии по противодействию коррупции, и предложения законопроекта носят разносторонний характер, сообщила председатель комитета Ирина Яровая («Единая Россия»). В первом чтении достаточно обстоятельно обсуждались все замечания, все детально проработано – и процедура, и порядок предоставления информации, пояснила она. При обсуждении проекта в первом чтении основные вопросы были связаны с точным определением понятий конфликта интересов и личной заинтересованности, добавил зампред комитета Эрнест Валеев («Единая Россия»), и «путем многократных обсуждений удалось найти приемлемую формулировку для этих понятий».

«Под личной заинтересованностью лица понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо преимуществ (выгод) лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо связано имущественными или иными отношениями», - уточняется в проекте закона ко второму чтению. В первом чтении правительство давало такую формулировку только для самих чиновников и «для третьих лиц». Авторы поправок полагают, что конфликт интересов происходит, когда личная заинтересованность граждан, в обязанности которых по должности входит принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет на объективное и беспристрастное исполнение ими должностных обязанностей.

Бывшая жена Максима Ликсутова (заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. – «Ведомости») владеет аэроэкспрессом, и бенефициарами являются его дети, напоминает сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Георгий Албуров: «В таком случае он должен попадать под этот закон, фактически управляя той сферой, прибыль от которой идет его детям. Это то, о чем мы говорим постоянно, но нам в ответ на наши жалобы приходят отписки». Если этот закон примут, он станет новым инструментом для борцов с коррупцией, «который интересно будет опробовать», говорит Албуров: «Будем подавать жалобы заново».

Этот закон может быть выполнен - он будет как дамоклов меч над чиновниками, считает политолог Алексей Макаркин. Это похоже на то, о чем говорит Алексей Навальный, но раньше говорили, что это популистские меры, а тут вдруг приняли, хотя в обществе интерес к антикоррупционной теме не вырос, оно сейчас, наоборот, в меньшей степени заинтересовано этим, отмечает эксперт. «Это проблема политическая: российская политическая элита была исторически ориентирована на Запад, и то, что происходит сейчас, элита рассматривает как аномалию, как что-то, вызывающее сильный дискомфорт», - говорит политолог. Власти хочется иметь дополнительный инструмент влияния на чиновников в такой ситуации – чем дальше, тем больше элита начнет выражать недовольство, и на этот случай «у государства будет новая палка», резюмирует Макаркин: «Эти меры связаны с усилением контроля над элитой, как это уже было по итогам массовых протестов 2011 г.».