Действующие губернаторы оставили избирателей без планов на будущее
У большинства кандидатов от власти нет предвыборных программ, выяснили экспертыУ большинства губернаторов, которые в этом году участвуют в выборах, отсутствуют предвыборные программы, выяснил фонд «Петербургская политика». Из 21 кандидата от власти классический вариант программы экспертам удалось найти только у пяти (см. врез). У ряда губернаторов программа носит характер чисто агитационного материала, в других случаях избирателям предлагается прочесть программу «Единой России» или ежегодный доклад губернатора о положении дел в регионе. Иногда программа якобы есть, но достать ее негде, поясняет руководитель «Петербургской политики» Михаил Виноградов. Например, в Калужской области выдвиженец Казачьей партии даже снялся с выборов после того, как изучил программу губернатора и полностью с ней согласился, но текст программы эксперты так и не обнаружили.
Пять передовиков
По данным экспертов, полноценные программы представили Николай Цуканов (Калининградская обл.), Александр Дрозденко (Ленинградская обл.), Олег Кожемяко (Сахалинская обл.), Александр Левинталь (Еврейская автономная обл.) и Игорь Орлов (Архангельская обл.).
Отсутствие программ в регионах объясняют по-разному. «Ежегодные отчеты, доклады, послания представляют все главы субъектов, но, например, штаб Дмитрия Кобылкина (Ямало-Ненецкий округ) позиционирует свой отчет именно как программу, объясняя его появление в конце 2014 г. необходимостью дать избирателям время ознакомиться с документом до летних отпусков», – говорит Виноградов. Большинство имеющихся программ ориентированы на консервативный стабильный сценарий, а часть даже написана с позиций кандидатов, уже одержавших победу, констатируют эксперты. Не ставится под сомнение рост экономики, усиливаются ожидания роста федерального финансирования, среди модных тем – реклама здорового образа жизни и обещание ввести общественный контроль за действиями губернатора. «Можно выделить три основные ошибки: переписывание многостраничных нечитаемых официальных программ, создание заведомо позитивной бесконфликтной картины будущего и написание сугубо медийных продуктов, которые забудутся после выборов», – перечисляет Виноградов. По его мнению, самые сильные программы – у Дрозденко и отчасти у Кобылкина: в них акцент сделан на описании результатов, а не прилагаемых властью усилиях, поясняет эксперт.
«Ряд губернаторов считают, что предстоящие выборы – это формальность, что главные выборы уже состоялись в тот момент, когда они получили от президента статус и. о.», – говорит политолог Евгений Минченко. Поэтому некоторые полагают, что эти выборы надо просто пережить и забыть и наличие программы при таком подходе – вопрос второстепенный, поясняет он. «Программа – обязательный атрибут предвыборной кампании, но некоторые его игнорируют, поскольку не воспринимают конкурентность, открытость и легитимность со всей серьезностью», – добавляет политолог Константин Калачев. Многое зависит и от срока пребывания у власти: старожилы могут сослаться на составленную при них программу развития региона, но новым и. о. важно программное позиционирование как привлекательный для избирателя образ будущего региона, полагает эксперт.