Власть и некоммерческие организации не понимают друг друга, признают чиновники
Зато поддержать социально ориентированные НКО готов бизнесНекоммерческие организации (НКО) и власть плохо представляют себе работу друг друга, что является главным препятствием на пути к их диалогу, заявила «Ведомостям» представитель Минэкономразвития Татьяна Евлампиева по итогам прошедшей в среду конференции «Бизнес, НКО и власть в социальном партнерстве: тенденции и вдохновляющие практики». Существует большая разница между тем, как работают НКО, и как – государственная машина, пояснила чиновница: «НКО действуют оперативнее государства в решении нестандартных ситуаций: есть человек, есть его проблема, НКО эту проблему анализирует и сразу приступает к действию. Государственная система действует размеренно, зато есть возможность привлечь мощный ресурс».
Этот вывод подтвердило и исследование, проведенное центром «Сопричастность» при поддержке близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ. Опрошенные социологами эксперты из Москвы и пяти регионов назвали главными проблемами социального партнерства отсутствие доверия между его участниками, непрозрачность проектов НКО и системы грантовой поддержки, недостаточную готовность к сотрудничеству, сообщила «Ведомостям» исполнительный директор «Сопричастности» Татьяна Бачинская.
Бизнес поможет
Во время кризиса бизнес стал активнее поддерживать НКО: по данным Росстата, в 2014 г. поступления социально ориентированным НКО от российских коммерческих организаций выросли на 51,8 млрд руб., сообщила представитель Минэкономразвития.
Тем не менее государство продолжит курс на поддержку социально ориентированных НКО, заверила Евлампиева участников конференции: «Несмотря на напряженность общей ситуации, регионы ежегодно выделяют средства на поддержку НКО, превышая планку в 5%, определенную условиями минимального софинансирования. В идеале мы хотим прийти к тому, чтобы поддержку таких организаций полностью взяли на себя регионы». Роль бизнеса в контексте отношений НКО с властью пока не обсуждалась, но препятствий для этого нет, уверена Евлампиева.
Бизнес уже готов вкладываться в НКО социальной направленности, заявил на конференции член правления «Нестле Россия» Андрей Бадер. По его мнению, по отношению к социальным программам в обществе все еще существует постсоветский скептицизм: «Сейчас это настроение постепенно уходит, что связано с формированием среднего класса. В конце концов, социальные программы, по сравнению с рекламой, например, – гораздо более долгосрочное вложение. Они требуют больше душевных сил, чем денег. Бизнес может быть успешным, когда он создает ценности не только для своих акционеров, но и для всего общества».
Интерес бизнеса к проектам социальной направленности действительно растет и на глобальном, и на российском уровне, подтверждает замдиректора некоммерческой организации Evolution & Philanthropy Сергей Мартыщенко: «Изучая западный опыт, становится ясно, что для лидеров отраслей и секторов необходимо создание широкого спектра благ и преимуществ. У нас само обсуждение социального партнерства – уже определенный показатель развития. Но успех зависит от внутренней готовности НКО к сотрудничеству и способности договариваться о терминах».