Правительство регламентирует прокурорские проверки организаций

Это будет сделано в отношении не только НКО, но также госорганов и юридических лиц
По мнению Коротеева, прокуроры по-прежнему смогут проводить проверки не только по поступившей информации, но и если сами сочтут это необходимым
По мнению Коротеева, прокуроры по-прежнему смогут проводить проверки не только по поступившей информации, но и если сами сочтут это необходимым / Д. Абрамов / Ведомости

Правительство предложило регламентировать проведение прокурорских проверок, соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Прокурорские проверки не могут длиться дольше 30 дней, и только в исключительных случаях срок может быть продлен на месяц, в следующий раз проверку продлевает только генпрокурор. Прокуроры должны указывать цель и предмет проверки, она должна проводиться на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения закона, если эти сведения нельзя подтвердить без ее проведения. Без наличия новых обстоятельств нельзя проводить повторную проверку. Прокуроры не могут запрашивать у организации документы, которые она не обязана иметь, документы, не обусловленные целями проверки, уже переданные прокуратуре или опубликованные на сайте организации. Проверяемые предоставляют документы в течение 10 дней с момента поступления требования прокурора, а в ходе проверки – в течение пяти дней. К участию в проверке можно привлечь другие госорганы, но они не могут проводить самостоятельные действия. В течение 10 дней после завершения проверки составляется акт и направляется руководителю организации. Законопроект подготовлен после февральского постановления Конституционного суда по жалобе некоммерческих организаций «Агора» и «Мемориал», признавшего два пункта двух статей закона «О прокуратуре» неконституционными.

Юрий Чайка
Генеральный прокурор

«Лишение прокуроров ряда надзорных функций привело к очевидному дисбалансу правозащитного механизма». Российская газета, 11.01.2015

Новый порядок напоминает тот, что есть в Налоговом кодексе, говорит председатель «Агоры» Павел Чиков. В этой версии законопроекта нашли разрешение все основные претензии, которые были в жалобе НКО. Законопроект расширен на все юрлица, а не только НКО, подчеркивает Чиков, это шире того, что было в постановлении суда: «Самое главное – что проверки ограничили по срокам, запретили проводить повторные проверки по тому же поводу, прописали перечень документов, которые не вправе требовать прокуроры, и отметили, что привлекаемые прокурорами специалисты из других органов не могут проводить свои проверки в рамках проверок прокуратуры». Наличие информации о нарушении закона осталось единственным основанием для проведения проверки, говорит Чиков. Важно, что прокуратура должна указывать основание проверки, что усложнит практику Генпрокуратуры проводить их в зависимости от «политических решений», считает он: «Например, выгнали сестру Водяновой из кафе, а Генпрокуратура начинает проверку не конкретного места, а всех кафе по России. Теперь, чтобы начать проверку, нужна информация о произошедшем в конкретной организации». «Агору» проверяли по одним и тем же основаниям, требовали документы, которые не предусмотрены законом, одна из проверок длилась 1,5 года, при этом в ходе ее не выписывали акты, напоминает Чиков.

Остается проблемный вопрос – при наличии «угрозы безопасности государства» документы для проверки предоставляются в течение суток, говорит Чиков: «У нас везде угрозы, однако бремя доказывания их наличия будет лежать на прокуроре, если кто-то обратится в суд». С ним согласен юрист «Мемориала» Кирилл Коротеев: норма о затребовании документов в течение суток чрезмерна, поскольку под «безопасность государства» подпадает любое вероятное нарушение закона. Коротеев отмечает, что в законопроекте не прояснен вопрос изменения предмета проверки в ходе ее проведения, а это один из ключевых моментов: «Приходят проверять на исполнение антиэкстремистского законодательства, а потом неожиданно смотрят на исполнение закона об иностранных агентах». Законопроект говорит, что нельзя требовать документы, не предусмотренные целями проверки, но согласно судебной практике цели проверки и необходимые документы для проверки устанавливает сам прокурор, «т. е. сам прокурор решает, какие его действия законны, а поэтому есть риск, что ничего не изменится». По мнению Коротеева, прокуроры по-прежнему смогут проводить проверки не только по поступившей информации, но и если сами сочтут это необходимым.

Теперь нарушение процедуры проверки, ее сроков либо превышение полномочий должностными лицами легче будет оспорить в суде, говорит юрист «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич. Партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров согласен, что теперь проверки регламентированы более четко, но считает, что некоторую информацию невозможно будет подготовить и представить в указанные сроки.