Россияне считают, что высшие чиновники регулярно лгут народу и президенту – «Левада-центр»
Зато словам окружающих их людей граждане верят все большеТри четверти россиян уверены, что высшие чиновники хотя бы время от времени лгут, «описывая текущее положение дел в экономике, здравоохранении, пенсионном обеспечении, борьбе с преступностью и других важнейших сферах управления», показал опрос «Левада-центра» (см. график). При этом 41% респондентов считают, что представители руководства страны лгут «по большей мере» или всегда. А 56% подозревают, что всей правды чиновники не говорят даже президенту, и лишь 31% опрошенных верят, что президент получает от своего окружения «полную и достоверную информацию». С другой стороны, 36% респондентов допускают, что президент может и сам злоупотреблять властью – «как и все высокопоставленные чиновники». Зато 31% россиян полагают, что, даже если это правда, «важнее то, что при нем страна стала жить лучше». Хотя в официальных данных о том, как стала жить страна, россияне тоже сомневаются: уровень доверия к государственной статистике вырос за последние два года с 19 до 23% опрошенных, но почти треть респондентов по-прежнему не считают эти данные достоверными.
Намного охотнее россияне верят друг другу. За те же два года показатель доверия к словам окружающих вырос с 28 до 37%, хотя больше половины (57%) уверены, что люди вокруг них лгут иногда, по большей мере или всегда. Заместитель директора «Левада-центра» Алексей Гражданкин объясняет рост доверия к соотечественникам консолидацией общества перед лицом конфликта с Западом и отмечает рост интереса россиян к вопросам внутренней жизни – вместо санкций и ситуации на Украине. В том, что в условиях заоблачного рейтинга доверия к Владимиру Путину достаточно внушительная группа россиян допускает возможность злоупотреблений с его стороны, Гражданкин парадокса не видит: «Злоупотребления не настолько существенны, чтобы повлиять на оценку работы президента. Как правило, под ними имеют в виду коррупцию, но она в российском обществе не является безусловно негативным фактором, скорее воспринимается как неизбежное явление действительности».
В России отношение к президенту и власти резко отличается, поясняет политический психолог Елена Шестопал: «Образ власти, в понятие которой входят различные структуры вплоть до ЖЭКа, на протяжении постсоветского периода был и остается негативным. А президент – фигура сакральная, работает формулировка «если не он, то кто?», и это относилось не только к Путину, но и к Медведеву». Принцип «царь хороший, бояре плохие» – это неотъемлемый элемент российской политической культуры и сейчас это только подтверждается, полагает эксперт. А вот несоответствие между уровнями доверия граждан друг к другу и к чиновникам Шестопал считает необычным: «В социологии существует закон, по которому уровень межличностного доверия связан с уровнем доверия к власти: чем больше люди доверяют друг другу, тем больше они доверяют власти. Но этот закон у нас сейчас не работает – люди доверяют друг другу больше, чем власти».