Евгения Васильева «разрешила» раскрыть свое местонахождение

ФСИН говорит, что она уже в колонии, юристы – что это невозможно, пиарщики подсчитывают стоимость информационной кампании
Евгения Васильева «разрешила» раскрыть свое местонахождение
Евгения Васильева «разрешила» раскрыть свое местонахождение / Сергей Фадеичев / ТАСС

Осужденная по делу "Оборонсервиса" Евгения Васильева отбывает наказание в исправительной колонии номер 1 в поселке Головино Владимирской области. Это сообщает сайт областного управления ФСИН. Информация разглашается "по многочисленным запросам средств массовой информации и общественности" и с согласия осужденной.

Пресненский суд столицы 8 мая приговорил бывшего руководителя имущественного департамента Минобороны Евгению Васильеву к пяти годам лишения свободы за мошенничество в крупном размере, отмывание денег и злоупотребление должностными полномочиями. СМИ "искали" ее с тех пор, как в конце июля прошли слухи, что осужденную видели в отделении банка в Москве. Корреспондент "Интерфакса" 31 июля даже провел опрос сотрудников ряда отделений ВТБ, но ни в одном из них не вспомнили, что могли видеть похожую посетительницу. Официальной информации о ее местонахождении не было, ее адвокат Хасан-Али Бороков говорил, что Васильева находится там, где ей положено по закону и по решению суда, а слухи о ее освобождении назвал бредом.

Приговор не вступил в силу?

Пока Васильеву "искали", стало известно, что сама она не обжаловала приговор Пресненского суда, а ее адвокаты подавали жалобу, но отозвали ее из Мосгорсуда. Между тем приговор Мосгорсуда по делу "Оборонсервиса" еще не вступил в силу. Как сообщила "Русской службе новостей" пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова, он вступит в силу не раньше 12 августа, поскольку на этот день назначено рассмотрение апелляции на приговор других фигурантов дела.

Известный адвокат Виолетта Волкова в эфире РСН объяснила, что отправка Васильевой в колонию означала бы, что приговор по делу "Оборонсервиса" вступил в силу. Но сейчас ФСИН не может по закону приступить к его выполнению, поскольку не рассмотрена апелляция нескольких осужденных. До тех пор пока суд не рассмотрит ее, приговор не может вступить в силу ни для одного из осужденных, сказала она.

Не менее известный адвокат, полномочный представитель правительства России в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский 4 августа говорил в эфире "Эха Москвы", что Васильева должна по закону находиться в московском сизо и что если бы представители общественной наблюдательной комиссии "нашли" ее в ИК-1 во Владимирской области, это было бы "грубейшим нарушением закона". Он, так же как и Волкова, сослался на наличие еще не рассмотренной апелляции фигурантов дела и объяснил, что приговор вступает в силу для всех осужденных одновременно. Если бы даже приговор вступил в силу с отзывом жалобы защиты Васильевой, то Барщевский сомневается, что за те несколько дней, что прошли с этого отзыва, ФСИН успела бы провести всю процедуру этапирования осужденных, это, по его словам, "за три дня просто нереально".

Пиар-кампания?

До информационной волны о пропаже бывшей чиновницы Минобороны в СМИ и соцсетях обсуждались ее таланты. До вынесения приговора Васильева находилась под домашним арестом. За это время прошли несколько выставок ее картин, также она записывала песни, снялась в видеоклипе и выпустили сборник стихов «Васильковые песни Жени Васильевой».

Гендиректор компании Organic PR Михаил Голованов заявил "Русской службе новостей", что, по его мнению, история с исчезновением Васильевой — это продолжение пиар-кампании, над которой работает команда профессионалов. «Поддержание интереса к своей персоне, находясь в заключении, методами пиар-инструментов может стоить от 500 000 руб. в месяц в зависимости от использованных медийных ресурсов. Я думаю, что на примере Васильевой это где-то 1 млн руб. в месяц, не меньше», — сказал он. Специалист напомнил, что рекламная кампания Васильевой строилась в жесткой корреляции с линией ее защиты. "С получением ею срока, думаю, линия защиты не исчезла. Очевидно, все последующие этапы ее судьбы в качестве арестантки, человека, которому пытаются смягчить приговор через апелляции, — всё это достаточно важно, соответствующим образом пиарят, — объяснил он. - Нужно постоянно подбрасывать поленья в информационный костер. Ее не должны забыть. Есть такая оперативная краткосрочная задача — облегчение ей условий содержания, оспаривание приговора и т. д. И стратегическая задача — это ее позиционирование в российском обществе. Как общество будет ее воспринимать уже после освобождения».

Было ли этапирование?

31 июля руководитель комиссии по безопасности Общественной палаты Антон Цветков заявил, что, по его сведениям, 23 июля Васильеву этапировали во Владимирскую область. Источник "Интерфакса" в регионе в начале августа говорил, что осужденная находится в ИК-1 в поселке Головино, но общаться с журналистами или представителями общественности категорически отказывается. 1 августа депутаты Госдумы направили во ФСИН запрос о ее местонахождении. 5 августа Антон Цветков обратился к руководству ФСИН с официальным запросом по обстоятельствам перемещения бывшей руководительницы департамента Минобороны Евгении Васильевой из сизо в колонию. Запросы поступили в Генпрокуратуру и Следственный комитет России (СКР) с просьбой провести проверки законности данных действий. 7 августа Цветков заявил, что запросит у ФСИН почасовую информацию об этапировании чиновницы, передает РЕН ТВ.

Цветков 4 августа заявил, что администрация владимирской ИК-1 отказалась предоставить местной общественной наблюдательной комиссии (ОНК) информацию об осужденной Евгении Васильевой. Он рассказал, что председатель комиссии посетила колонию, чтобы подтвердить, что Васильева там. "Сотрудники колонии отказались предоставить соответствующую информацию", - сказал Цветков во вторник "Интерфаксу". Поэтому представители Общественной палаты "вынуждены были начать собственное расследование". По его словам, о том, что Васильеву вывезли из московского сизо-6 на "Камазе" и доставили в Головино, ему сообщили рядовые сотрудники ФСИН, которые возмущены отсутствием официальной информации о ее местонахождении. Источник в прокуратуре Владимирской области тогда же заявил "Газете.ру", что Васильева в регион для отбывания наказания не направлялась, в исправительной колонии номер 1 ее нет. Никаких проверок на предмет, где находится Васильева, прокуратура проводить не будет, так как у них нет данных, что она вообще пропала. Отец осужденной Николай Васильев в тот же день сказал РЕН ТВ, что его дочь все-таки в колонии во Владимирской области, что она не хочет общаться и что "молчать" приказал ей он.

Руководитель Первого русского правозащитного центра адвокат Оксана Михалкина 31 июля заявила "Московскому комсомольцу", что нельзя исключить, что Васильева действительно может находиться на свободе. Она рассказала о существующей практике выкупа за деньги, которая описана в учебниках криминалистики и о которой знают все, кто занят в уголовных процессах. Как пишет газета, суть практики в том, что "за очень большие деньги наказание за кого-либо в колонии отбывает другой человек, который по утрам ходит на поверки и откликается на нужные имя и фамилию", а на время проверок в колонию на несколько часов доставляют реального осужденного и переодевают в униформу. "Готовые отсидеть за деньги, как правило, социально неадаптированные люди, имеющие не одну судимость. Таким образом они зарабатывают деньги, тем более суммы за эти услуги более чем внушительные", - рассказала адвокат.

 Военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» Евгений Баранец в интервью РСН также предположил, что Васильевой нет "там, где положено". "Если пойдет волна общественного возмущения, Васильеву посадят в кутузку, завернут в одеяло, переоденут в тряпье и засунут в какую-нибудь камеру во владимирской тюрьме. Пригонят туда журналистов и покажут — вот она сидит. А к вечеру опять заберут к себе на Молочный переулок. Сегодня в отношении Васильевой можно верить в любой сценарий с ее отбыванием срока», — заявил он. Обозреватель допускает, что осужденная может находиться где угодно, даже писать картины на Монмартре.