Франция ищет покупателей на ставшие ее собственностью «Мистрали»
Контракт разорван, Россия получила около 1,1 млрд евро и демонтирует оборудованиеВ среду вечером пресс-служба Кремля распространила сообщение о том, что президент России Владимир Путин и президент Франции Франсуа Олланд приняли решение о расторжении подписанного в 2011 г. контракта на строительство и поставку двух вертолетоносцев типа «Мистраль». «В ходе экспертных переговоров, прошедших в традиционном для российско-французских отношений дружественном ключе, удалось прийти к взаимоприемлемой договоренности о возмещении российской стороне средств, выплаченных по контракту, а также о возвращении поставленного российского оборудования и материалов. Франция уже перечислила упомянутые средства и после возврата оборудования обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями», – говорится в сообщении.
По словам человека, работающего в системе военно-технического сотрудничества, возвращенная Францией сумма составляет около 1,1 млрд евро. Скоро российские специалисты демонтируют установленное на корабле радиоэлектронное оборудование, которое будет вывезено в Россию, а российские экипажи кораблей давно расформированы, говорит собеседник «Ведомостей» в российском Министерстве обороны. По сообщениям французских средств массовой информации, содержание двух кораблей обходится французской компании STX France более чем в 1 млн евро в месяц.
Сколько сделали
Вертолетоносцы типа «Мистраль» в количестве трех единиц находятся на вооружении только французского флота. Кроме России их пытались продать Австралии, но корабль проиграл тендер испанскому вертолетоносцу – как считается, из-за недостаточной мореходности.
Согласно контракту стоимостью примерно 1,2 млрд евро на строительство двух вертолетоносцев кормовая часть кораблей (примерно 40% стоимости самого корпуса) строилась на петербургском Балтийском заводе и была затем переправлена во французский Сен-Назер. Франция была готова передать полностью боевую информационно-управляющую систему (БИУС) вертолетоносца в случае заказа по опциону еще двух кораблей, которые планировалось полностью собирать в России, однако после фактического отказа от опциона в 2013 г. полная передача России технологий БИУС не состоялась. В России сначала планировалось передать оба корабля на Тихоокеанский флот, где для них почти построен причал, затем один из них предполагалось базировать в Севастополе. Однако в августе прошлого года Олланд заявил, что своим решением приостанавливает передачу корабля России в связи с ситуацией на Украине, а позднее французские чиновники говорили о том, что корабли будут переданы в случае «создания условий» в виде полного урегулирования конфликта на юго-востоке Украины. Большое давление на Париж оказывали США и другие страны НАТО, требовавшие разорвать сделку. В начале весны Россия сама фактически отказалась от получения кораблей, и в мае начались переговоры о том, как выйти из этой ситуации.
Корабли типа «Мистраль», которые обычно классифицируют как универсальные десантные корабли (ВМФ России классифицировал их как десантные вертолетные корабли-доки, а флот Франции – как корабли проекции силы и управления, – это специализированные корабли для заморских экспедиций, созданные под конкретные требования ВМС Франции, говорит редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. Поскольку таких задач перед российским флотом не стоит, то эти корабли не были нужны изначально и для них измышлялись искусственные задачи вроде укрепления обороны Курильских островов, разъясняет эксперт. При этом представители российской судостроительной промышленности неоднократно заявляли о готовности построить такой корабль, ряд концептуальных моделей были представлены на июньском военно-морском салоне, но контракта на проектирование корабля нет, говорит собеседник «Ведомостей» в Минобороны. Строить свои корабли такого типа России нет смысла, считает Барабанов. Даже если такую задачу поставить, вряд ли они будут построены ранее чем через 10–15 лет, согласен человек Минобороны.
Уже построенные корабли французы постараются продать в Индию, Бразилию и Канаду, но не исключены, если продавать их по одному, и неожиданные покупатели вроде Египта и Сингапура, полагает Барабанов. После истории с «Мистралем» даже в случае снятия санкций серьезные оборонные контракты с Францией едва ли будут возможны долгое время, говорит высокопоставленный собеседник в Минобороны России.