В резолюции ООН о трибунале по Boeing MH17 прописаны санкции
Заседание Совбеза начнется в 22.00 мск 29 июля; ожидается, что Россия наложит ветоЕдинственная цель международного трибунала по расследованию катастрофы малазийского Boeing 777 на востоке Украины – «привлечение к ответственности лиц, ответственных за преступления, связанные с уничтожением самолета», говорится в проекте резолюции, вынесенном Малайзией на рассмотрение Совбеза ООН. Выдержки из документа в среду опубликовал «Коммерсантъ». Заседание Совбеза начнется в 22.00 мск 29 июля, ожидается, что Россия воспользуется правом вето и не допустит создания трибунала.
В документе упоминается резолюция Совбеза ООН 2166 (2014) от 21 июля 2014 г. с требованием «призвать к ответу» всех ответственных за крушение лайнера в Донецкой области. Кроме того, в документе упомянут предварительный доклад авиарегулятора Нидерландов, в котором отмечается, что самолет «был разрушен большим количеством объектов, летевших с большой силой, поразивших его снаружи».
Трибунал предлагается создать в соответствии с главой VII Устава ООН, которая разрешает применение санкций и силы в отношении стран, не исполняющих соответствующую резолюцию. Создание международного трибунала станет «гарантией независимого и беспристрастного процесса по установлению ответственных», утверждается в документе. В нем отмечается, что «все государства должны в полной мере сотрудничать с международным трибуналом и его органами».
Авторы проекта резолюции представили и свой проект устава трибунала, содержание которого частично также опубликовано на сайте газеты «Коммерсантъ». Он должен состоять из трех основных органов: палат судей (досудебная, судебная и апелляционная), прокурора и канцелярии. Выносить вердикты должна будет тройка судей, назначаемые на пять лет генсеком ООН по представлению стран-членов. Юрисдикция трибунала распространяется на военные преступления, «преступления против безопасности гражданской авиации» и «преступления, записанные в Уголовном кодексе Украины». Стать обвиняемыми могут дееспособные люди, достигшие на момент катастрофы восемнадцатилетия вне зависимости от статуса и возможно имеющегося у них национального либо международного иммунитета. Наказание могут получить не только непосредственные исполнители преступления, но и те, кто совершил его «посредством другого человека», отдавал приказы, подстрекал или склонял к этому, говорится в документе.
Россия неоднократно на разных уровнях выражала негативное отношение к созданию международного трибунала из-за политизированности и недопущения к нему России. Официальные претензии Москвы состоят в том, что расследование ведется непрозрачно и далеко от завершения. Постпред России при ООН Виталий Чуркин на прошлой неделе представил ответный проект резолюции, где предлагалось провести расследование и дальше определить виновных и меру наказания без создания международного трибунала.
Сегодня президент Владимир Путин и премьер Нидерландов Марк Рютте провели второй за неделю телефонный разговор, темой которого вновь стала резолюция, сообщила пресс-служба президента России. "Выражено сожаление в связи с тем, что этот компромиссный проект не был поддержан государствами, выступающими за создание международного трибунала по катастрофе самолета Malaysian Airlines", – говорится в заявлении Кремля.
Президентом России подтверждена неизменность позиции о нецелесообразности учреждения такого судебного органа.
"Также акцентировано, что остается немало вопросов к расследованию, в том числе к собранной доказательной базе и в связи с недопущением России к существенному участию в его проведении. Подчеркнута готовность российской стороны к тесному сотрудничеству в целях выяснения причин и обстоятельств этой трагедии", – сообщили в Кремле.