Турецкая армия нанесла серию ударов по позициям «Исламского государства»
Это еще не значит, что Анкара присоединится к международной коалицииВ пятницу турецкие ВВС атаковали позиции террористической группировки «Исламское государство» (далее – ИГ, деятельность организации запрещена на территории России) в Сирии. Самолеты нанесли несколько авиаударов через турецко-сирийскую границу, не покидая воздушного пространства Турции. «Операции против ИГ достигли поставленных задач. Все объекты ИГ на территории Сирии, определенные ранее, были на 100% поражены нашими военными», - цитирует ТАСС премьер-министра Турции Ахмеда Давутоглу. Дамаск, по словам премьера, не был уведомлен о проведении операции.
Турецкие самолеты атаковали террористов спустя несколько часов после того, как представители Вашингтона объявили, что Анкара разрешила использовать свою приграничную авиабазу для авиаударов международной коалиции по ИГ. Это стало результатом телефонного разговора президента Турции Реджепа Эрдогана и президента США Барака Обамы, сообщает Reuters. Сейчас самолеты коалиции базируются в Персидском заливе. Ранее в четверг турецкие войска в течение нескольких часов вели трансграничный обстрел позиций ИГ в Сирии из артиллерийских орудий и танков. Операция началась после того, как боевики ИГ открыли огонь по турецкому военному посту в провинции Килис. В ходе обстрела погиб турецкий офицер Ялчын Нане, именем которого была названа пятничная воздушная операция, пишет турецкая газета Hürriyet.
«Мы не можем сказать, что это начало военной кампании, но наша политика станет более вовлеченной и активной», - пообещал Reuters представитель турецкого правительства. В вопросе о том, означает ли это вступление Анкары в международную коалицию, российские эксперты разошлись.
Эта операция носит чисто демонстративный характер, полагает главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский. По его мнению, Эрдоган работает на внутреннюю аудиторию, пытаясь показать своему народу, что Турция тоже воюет против террористов, которые устроили взрыв в Суруче (жертвами самоподрыва связанной с ИГ смертницы 20 июля стали 32 человека, около 100 получили ранения). После этого теракта турецкому правительству больше ничего не оставалось делать, кроме как предпринять немедленные действия против ИГ, но активного вмешательства Турции в конфликт с ИГ ждать не стоит, считает Мирский.
Турция заняла жесткую позицию после периода колебаний в отношении ИГ и теперь будет действовать военными мерами, возражает директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин. До недавнего времени Анкара сохраняла осторожную позицию, позволяя курдам и ИГ уничтожать друг друга, напоминает эксперт. Но теперь Турция уже не может стоять в стороне и фактически стала участником антитеррористической коалиции, пусть и не декларируя этого, полагает Шумилин.
Боеспособность турецкой армии сомнений у экспертов не вызывает. «На Ближнем Востоке есть три государства, каждое из которых, взяв свою наземную армию, могло бы «прижать» ИГ за три недели - это Иран, Турция и Израиль», - говорит Мирский. Но ни одна из них по политическим причинам не введет свои сухопутные войска на территорию Сирии и Ирака. «Армия Турции отлично скоординирована с прочими членами НАТО и является одной из самых боеспособных», – согласен Шумилин.