Из России ушла первая из организаций, внесенных в «патриотический стоп-лист»

О закрытии российского филиала объявил американский Фонд Макартуров
Фонд Макартуров предпочел уйти из России, не дожидаясь объявления его «нежелательным» (на фото – куратор программ фонда в России Саймон Косгроув)
Фонд Макартуров предпочел уйти из России, не дожидаясь объявления его «нежелательным» (на фото – куратор программ фонда в России Саймон Косгроув) / Елена Никитченко / ТАСС

Фонд Макартуров закрывает свой филиал в Москве. Работа международных благотворительных фондов, в особенности поддержка институтов гражданского общества, стала невозможной после появления новых российских законов – в частности, об иностранных агентах и нежелательных организациях, говорится в заявлении фонда: «Эти законы, заявления российских официальных лиц, а также включение Фонда Макартуров в «патриотический стоп-лист» Совета Федерации однозначно указывают на то, что российские власти не желают дальнейшего присутствия Фонда Макартуров в России». Фонд подчеркивает, что не получает никакого финансирования от правительства США, полностью независим и никогда не поддерживал политическую деятельность. С момента открытия филиала в 1992 г. фонд выделил более $173 млн на поддержку высшего образования и защиту прав человека в России, а также на борьбу с распространением ядерного оружия.

В одобренный 8 июля «стоп-лист» вошло 12 организаций: сенаторы попросили Генпрокуратуру и МИД проверить их на соответствие закону о нежелательных организациях.

Гранты, по которым работа ведется или только что была завершена, Фонд Макартуров выделял Центру Карнеги, Московской высшей школе социальных и экономических наук, Центру энергетики и безопасности, Московской гильдии актеров театра и кино, Фонду Сахарова, Институту права и публичной политики. В 2013 г. фонд выделил $200 000 на совместную рабочую группу Высшей школы экономики, Гарвардского университета и Совета по внешней и оборонной политике по будущему российско-американских отношений, сопредседателем которой является политолог Сергей Караганов. Тогда же гранты на три года получило несколько правозащитных организаций (см. таблицу) и Русское общество сохранения и изучения птиц – в частности, на проект по защите арктических птиц, которые летят на зимовку в Азию.

Фонд давал деньги на развитие права и образования, теперь денег на это не будет, говорит директор Сахаровского центра Сергей Лукашевич. У центра был трехлетний грант на развитие дискуссионной программы и просветительские проекты. Исполнительный директор «Мемориала» Елена Жемкова рассказала, что грант Фонда Макартуров пошел на проект содействия родственникам репрессированных в поиске информации о родных – каждую неделю поступает около 100 таких запросов. «Мемориал» надеялся на продолжение финансирования проекта, но теперь будет вынужден искать новые источники средств.

Фонд Макартуров предпочел уйти из России, не дожидаясь объявления его «нежелательным» (на фото – куратор программ фонда в России Саймон Косгроув)

Программы, вероятно, будут свернуты, предполагает политолог Алексей Макаркин, Фонд Макартуров был внесен сенаторами в «стоп-лист» и какую-либо активную деятельность вести теперь нельзя, поскольку есть вероятность, что он окажется в списке нежелательных: «Даже если они захотят поддерживать программы, не понятно, как будет работать механизм, ведь один из главных принципов работы подобных фондов – прозрачность и строгая отчетность». Тема прав человека у власти вызывает отторжение, сейчас больше внимания уделяют правам государства, говорит эксперт: «Власть не интересуют сферы, где граждан учат отстаивать свои права в отношениях с ней, в то время, когда усиливается точка зрения, что государство и общество должны бороться с внешними и внутренними врагами».-

В подготовке статьи участвовал Петр Козлов