Конгресс США, скорее всего, не одобрит ядерную сделку с Ираном
Но выполнению Белым домом соглашения с Тегераном это не помешает, говорит экспертТолько что подписанное соглашение по иранской ядерной программе снова станет предметом переговоров – теперь между Белым домом и конгрессом США. Имеющие большинство в обеих палатах республиканцы уже не раз высказывались против этих договоренностей, а в мае был принят закон, позволяющий конгрессу выразить свое согласие или несогласие с иранской сделкой.
«Соглашение даст опасному политическому режиму миллиарды долларов благодаря ослаблению санкций и проложит путь для ядерной активности Ирана. Мы сделаем все возможное, чтобы остановить его», – заявил спикер палаты представителей Джон Бейнер (цитата по The Washington Post). Нужно «пройти через этот процесс и убедиться, что мы понимаем, за что голосуем», поясняет сенатор-республиканец Боб Коркер: «Те, кто верит, что это действительно позволит удержать Иран от создания ядерного оружия, проголосуют за соглашение. Те, кто считает, что это не так и мир не станет безопаснее, будут голосовать против» (цитата по The New York Times).
Демократы иранскую сделку горячо поддерживают. «Историческое соглашение – результат многолетней усердной работы президента Барака Обамы и его администрации», – написал в твиттере лидер демократического меньшинства в сенате Гарри Рид. «Я восхищена, каким сильным был президент в ходе исторических переговоров», – говорится в заявлении лидера демократического меньшинства в палате представителей Нэнси Пелоси. По ее мнению, Иран с ядерным оружием неприемлем ни для США, ни для Израиля, ни для всего мира.
Обама уже пообещал, что наложит вето на любой закон, осуждающий соглашение с Ираном. Чтобы преодолеть вето, республиканцам понадобится две трети голосов – 67 в сенате и 290 в палате представителей, но сейчас у них там лишь 54 и 246 мест соответственно. То есть без поддержки кого-то из демократов этот закон шансов не имеет.
Конгресс не может отменить иранскую сделку – он может ее одобрить или не одобрить, а президент вправе действовать как с согласия конгресса, так и без него, поясняет директор Фонда изучения США в МГУ Юрий Рогулев: «У президента как верховного главнокомандующего, главы правительства и ответственного за проведение внешней политики есть ряд полномочий, которые позволяют ему действовать более-менее свободно». Несогласие конгресса принципиально не изменит ситуацию, президент может действовать по своему усмотрению в рамках заключенного соглашения, подчеркивает эксперт, хотя ряд вопросов по санкциям без участия конгресса решить будет невозможно. Кроме того, добавляет Рогулев, может сложиться ситуация, когда конгресс не сможет прийти к решению, а регламент в таких случаях «позволяет оттягивать решение под разными предлогами». Впрочем, соглашение с Ираном и так предусматривает постепенное снятие санкций, поэтому с американской стороны этот процесс в любом случае будет тянуться долго, резюмирует эксперт.