CNN узнала, кого нидерландское следствие винит в крушении малазийского Boeing

Это сепаратисты и отчасти Malaysia Airlines; в Москве считают, что Boeing был сбит ракетой типа «воздух – воздух»
Недавно Малайзия внесла на рассмотрение Совбеза ООН проект резолюции о создании международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение лайнера
Недавно Малайзия внесла на рассмотрение Совбеза ООН проект резолюции о создании международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение лайнера / Lai Seng Sin / AP

Собранные нидерландским следствием данные указывают на то, что ответственность за крушение Boeing Malaysia Airlines в Донецкой области несут "пророссийские боевики". Как утверждает CNN со ссылкой на два информированных источника, об этом говорится в черновике доклада Совета безопасности Нидерландов, который занимается расследованием. Окончательный вариант Нидерланды ранее обещали подготовить в первой половине октября 2015 г., а черновик пока распространяется между различными организациями и ведомствами в разных странах мира. Копии проекта документа получили, в частности, компания Boeing, Национальный комитет по безопасности на транспорте США и Федеральное управление гражданской авиации США. В проекте несколько сотен страниц. Предполагается, что заинтересованные стороны могут высказать свои замечания и указать на неточности.

В документе указан точный тип ракеты, которая сбила гражданский самолет, и ее траектория, утверждает один из источников CNN. По словам второго, там по минутам расписан последний рейс погибшего лайнера, указано место запуска ракеты и утверждается, что на тот момент это было на территории, подконтрольной "пророссийским повстанцам".

Оба источника телекомпании говорят, что следователи часть ответственности возлагают на авиакомпанию Malaysia Airlines за то, что она не избегала в тот день полетов над зоной военного конфликта. Из доклада следует, что авиакомпания не изучала уведомления других стран о конфликтных зонах и об опасности полетов над ними, следовательно, не была в курсе рисков. Извещения для летчиков (NOTAM) изучают многие авиакомпании.

Федеральное управление гражданской авиации США сообщило, что не сможет прокомментировать информацию CNN. Нидерландский Совбез отказался от комментариев, сославшись на конфиденциальность документа, а Национальный комитет по безопасности на транспорте США – сославшись на то, что не комментирует расследования, в которых не является ведущим следственным органом.

Тем временем российское следствие заявило вечером в среду, что располагает данными о попадании в Boeing ракеты типа "воздух – воздух". Эксперты полагают, что она была нероссийского производства. "Для нас главное, чтобы тщательно рассматривались все версии произошедшего, во всяком случае, Следственный комитет всегда именно так расследует уголовные дела", – сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКР Владимир Маркин.

Министр транспорта России Максим Соколов в свою очередь заявил информагентствам, что "катастрофа масштабная, требует скрупулезного анализа". "Пока он (предварительный вариант доклада Совета по безопасности Нидерландов о катастрофе MH17. – "Ведомости") в непубличной сфере, этот доклад. Как только можно будет сформулировать позицию Росавиации и экспертов по данному вопросу, мы сразу сообщим", – цитирует министра ТАСС. В четверг в Москве состоится пресс-конференция замруководителя Росавиации Олега Сторчевого, приуроченная к годовщине катастрофы.

По словам источника в российской оборонной промышленности, говорить о полноте расследования пока не приходится. В частности, по его информации, у российской стороны нет сведений о детальном анализе химического состава поражающих элементов ракеты, который помог бы с достаточно высокой степенью точности идентифицировать время ее производства.

В начале июля генпрокурор Нидерландов Фред Вестербеке на пресс-конференции в Роттердаме говорил, что следствие интересуется широким кругом лиц, их много, пока они не являются формально подозреваемыми, но к ним у следствия повышенный интерес. Под подозрением пока никто не числится. По словам Вестербеке, следствие значительно продвинулось, но готовое для процесса досье не будет составлено до конца года. Версия, по которой лайнер был сбит из установки "Бук", является приоритетной, но следствие пока не исключает и другие варианты. Прокурор в курсе, что родственники погибших недовольны медлительностью следствия, но такой темп необходим, чтобы выводы следователей были основательными, прозрачными и достаточно обоснованными для суда. Эти слова цитировало AP.

На днях Малайзия официально внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции о создании международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение лайнера 17 июля 2014 г. Сообщалось, что идею создания такого трибунала поддерживают Нидерланды, Бельгия, Австралия и Украина. Россия выступает против этого формата судебного расследования. В частности, постпред России в ООН Виталий Чуркин говорил, что проект резолюции бесперспективен, а сама идея создания трибунала похожа на попытку организовать грандиозное политическое шоу.

15 июля уполномоченный по правам человека МИД России Константин Долгов обвинил инициаторов резолюции в попытке протащить "под сурдинку" далеко идущий документ. «Мы свою позицию с самого начала обозначили вполне развернуто, честно и открыто. Во-первых, есть резолюция Совбеза ООН 2166, которая постулирует необходимость эффективного, справедливого расследования этого инцидента и привлечения к ответственности всех виновных», – сказал Долгов. Он констатировал, что у МИДа «нет никаких оснований говорить о том, что расследование близко к завершению». «Мы видели только предварительные наброски, вызывающие у российских экспертов вполне оправданные, очень серьезные вопросы, которые мы транслировали и Нидерландам, и Малайзии, другим заинтересованным странам», – заявил уполномоченный по правам человека.