Испанские следователи изучили подозрительные связи высокопоставленных российских политиков

Песков считает нонсенсом утверждения о связях с тамбовской ОПГ бывших министров и вице-премьеров
«Это за пределами разумного», - прокомментировал Песков выводы испанских следователей
«Это за пределами разумного», - прокомментировал Песков выводы испанских следователей / Д.Абрамов / Ведомости

Некоторые лица из ближайшего окружения Владимира Путина, в том числе вице-премьер, два экс-министра и председатель совета директоров "Газпрома", больше 10 лет помогали деятельности в Испании одной из крупнейших российских преступных группировок, утверждают следователи в Мадриде. Об этом сообщает Bloomberg, ссылаясь на 488-страничный документ, который следователи Хуан Каррау и Хосе Гринда направили 29 мая в Центральный суд по итогам десятилетнего расследования. В их заявлении говорится, что участники "петербургской тамбовской группировки" осели в Испании в 1996 г., когда Путин был заместителем мэра Петербурга, чтобы наладить отмывание доходов, полученных преступным путем. Каррау и Гринда в ходе следствия пытались связать преступные круги с отдельными российскими силовиками и политиками. В материалах дела тысячи записей переговоров, документы о банковских переводах и сделках с недвижимостью. О них ранее писали также испанские газеты El Mundo и ABC.

От суда следователи просят одобрения на начало судебного процесса. Как сообщает Bloomberg, они намерены обвинить в отмывании, мошенничестве и других преступлениях 27 человек. Агентство отмечает, что в Испании нельзя судить обвиняемых заочно, in absentia.

Следователи, в частности, добиваются конфискации дома на Майорке, который принадлежит зампреду думского комитета по финансовому рынку Владиславу Резнику. Как сообщает Bloomberg, единоросс может стать единственным российским должностным лицом, кому могут предъявить обвинения. По версии следствия, через Резника предполагаемый лидер ОПГ Геннадий Петров добивался назначения своих людей на важные посты в России в обмен на активы в Испании.

Пресс-секретарь Путина (президент упоминается в материалах трижды) Дмитрий Песков назвал выводы испанских следователей "абсолютной бессмыслицей". "Это за пределами разумного", - цитирует его Bloomberg. Резник заявил агентству, что закон не нарушал, что он будет рад съездить в Испанию и очистить свое имя в суде, а его отношения с Геннадием Петровым были "исключительно социальными".

Геннадий Петров, как напоминает Bloomberg, был в числе первых акционеров петербургского банка "Россия", который в числе первых попал под западные санкции. Петрова задерживали в Испании в 2008 г., затем выпустили в Россию, и больше он в Испанию не возвращался. Адвокат бизнесмена Роберто Масоррьяга заявил Bloomberg, что утверждения следствия не подтверждены никакими доказательствами. Как говорили знакомые Петрова, он сумел вернуться в Россию «с минимальными потерями».

По версии следствия, в "сеть" Петрова в Москве входили нынешний председатель совета директоров "Газпрома" Виктор Зубков, бывший премьер-министр, и его зять, экс-министр обороны Анатолий Сердюков. Как цитирует Bloomberg, следствие считает, что Сердюков "ведет бизнес с Петровым", а Зубков "принимал в интересах организации Петрова некие политические решения", которые в материалах следствия не раскрываются. Адвокат Сердюкова Генрих Падва от комментариев отказался. Запрос к Зубкову, отправленный через пресс-службу "Газпрома", пока остался без ответа. Формальные обвинения обоим не грозят, отмечает Bloomberg.

Также в материалах говорится о прямой связи группировки Петрова с вице-премьером Дмитрием Козаком и председателем СКР Александром Бастрыкиным, сообщает агентство. В частности, в них утверждается, что Петров в октябре 2007 г. по телефону обсуждал дело о земельном участке с тогдашним зампредом СК Игорем Соболевским, однокурсником Путина и председателя СК Александра Бастрыкина. Соболевский покинул СК по собственному желанию. Также в деле есть показания, что Петров помогал приобретать виллу в Испании для бывшего министра связи Леонида Реймана (представитель Реймана это опровергал).  По версии испанского следствия, он был партнером Петрова по бизнесу. Наличие таких связей опровергли в ОАО «Ангстрем», где Рейман сейчас возглавляет совет директоров.

Два источника агентства, знавшие Петрова в 90-е, говорили, что он был влиятельной фигурой в Петербурге в то время и был знаком со многими из политической элиты города, в том числе с Зубковым, Козаком и Бастрыкиным. Испанские следователи утверждают, что в годы президентства Путина Петров стал влиятельным человеком и в Москве и, в частности, он способствовал назначению Бастрыкина на пост председателя СКР, что следует из расшифровки переговоров между этим бизнесменом и одним из будущих заместителей Бастрыкина.

С Петровым вели дела и бизнесмены из списка Forbes. Так, совладелец «Евраз груп» Александр Абрамов ранее вспоминал, что в 2007 г. купил девелоперские проекты в Петербурге и Сочи у компании сына Петрова – Антона. И при обсуждении сделки контактировал с Геннадием Петровым. На вопрос, не смущала ли его репутация Петрова, Абрамов ответил, что если в этом смысле накладывать ограничения, то пропадет половина сделок. Главное – гарантии юридической чистоты и права собственности, а с этой точки зрения стандарты были соблюдены, подчеркивал Абрамов.

Пресс-секретарь Козака Илья Джус передал Bloomberg, что вице-премьер узнал о Петрове только из сообщений СМИ. СКР на запрос агентства ответил, что «не располагает сведениями, о которых сообщают представители испанских СМИ со ссылкой на сотрудников испанской прокуратуры».