Незаконность передачи Крыма Украине подтвердят на законодательном уровне

Вслед за Генпрокуратурой оценку событиям 1954 года дадут парламентарии
Генпрокуратура считает, что решение о передаче Крыма Украинской ССР в 1954 г. было принято антиконституционно
Генпрокуратура считает, что решение о передаче Крыма Украинской ССР в 1954 г. было принято антиконституционно / Д. Абрамов / Ведомости

Генпрокуратура считает, что решение о передаче Крыма Украинской ССР в 1954 г. было принято антиконституционно. Об этом говорится в ответе заместителя генпрокурора Сабира Кехлерова на запрос лидера «Справедливой России» Сергея Миронова. По Конституции РСФСР на изменение ее территории требовалось согласие Верховного совета РСФСР, а Конституция СССР относила утверждение изменений границ между республиками к ведению высших органов госвласти и органов госуправления СССР, сказано в документе. Но передача Крыма Украине произошла на основании постановления президиума Верховного совета РСФСР, указа президиума Верховного совета СССР и закона СССР.

Ответ Генпрокуратуры может ускорить работу над законопроектом о незаконности передачи Крыма Украине, подготовить который члены Совета Федерации обещали на встрече с президентом в декабре 2014 г. Этот документ уже существует «в предварительном виде» – он проходил экспертную оценку и обсуждался на уровне рабочих групп в комитетах по международным делам и по конституционному законодательству, рассказал «Ведомостям» первый зампред международного комитета Совфеда Владимир Джабаров. Он не исключил, что теперь законопроект будет внесен в Госдуму, «потому что Генпрокуратура – лучший эксперт в этом деле». Могут последовать и другие шаги по «юридической оценке и правовому насыщению» событий 1950-х гг., говорит член комитета Госдумы по делам СНГ Василий Лихачев, например «постановление от имени двух палат с историко-правовой оценкой этих событий». Это позволит России выстроить систему правовой аргументации процессов присоединения Крыма к России в рамках международных арбитражных и судебных процедур, инициированных Украиной, полагает Лихачев.

На момент распада СССР Россия де-факто признала, что Крым является частью Украины, в том числе когда заключался Будапештский меморандум 1994 г., гарантировавший безопасность и территориальную целостность Украины в обмен на ее отказ от ядерного статуса, напоминает партнер одной из международных юридических компаний, пожелавший остаться неназванным: «Если было стремление Крым вернуть, то нужно было его постоянно обозначать, как это делает Япония в случае с Курилами. Россия же об этом молчала, а потом, когда сложилась конъюнктура, его забрала». Оценка Генпрокуратуры нужна исключительно для внутреннего потребления, поскольку и Украина, и Запад вряд ли посчитают ее правовой, считает политолог Михаил Виноградов: «В условиях, когда нет четкого решения идти к радикализации или рационализации политики по отношению к Украине, перерыв заполняется такими квазиправовыми заявлениями».