Верховный суд выступил против злоупотребления правом на защиту

Адвокатов и их подзащитных ждут непростые времена, опасается эксперт
Верховный суд требует не оставлять без внимания злоупотребления правом на защиту. Это может осложнить жизнь адвокатам
Верховный суд требует не оставлять без внимания злоупотребления правом на защиту. Это может осложнить жизнь адвокатам / А. Гордеев / Ведомости

Судам рекомендовано «не оставлять без внимания» случаи злоупотребления правом со стороны обвиняемых и их защиты. Такое наставление содержится в проекте постановления пленума Верховного суда о вопросах применения законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном процессе, который обсуждался в четверг в высшем судебном присутствии. «Судьи ждут это постановление пленума, как никакое другое», – говорил участникам заседания зампредседателя Вологодского облсуда Игорь Трофимов. В судах нет проблем с обеспечением права на защиту, уверен он, основная проблема – когда этим правом начинают злоупотреблять. Поэтому очень хорошо, что Верховный суд поставил такой вопрос, радовался судья.

В последний раз право на защиту разъяснял еще пленум Верховного суда СССР в 1978 г. Нынешний проект вызвал дискуссию еще до того, как его вынесли на публичное обсуждение. Тревогу забил член Совета по правам человека, судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин: он обратил внимание на пункт о возможности замены адвоката по соглашению на назначенного судом защитника без согласия обвиняемого. Из последней версии проекта такой пункт исчез, а вот пожелание не оставлять без внимания «злоупотребление правом» осталось, хотя правозащитники также предлагали его исключить.

Истина под вопросом

Верховный суд не поддерживает законопроект об «объективной истине» в его нынешнем виде, заявил зампредседателя суда Владимир Давыдов. Это попытка заставить судей делать работу следователей, считает он. Но изменения в процессуальный закон нужны, добавляет Давыдов: возможно, следует вернуться к институту возвращения дел на доследование.

Неявка адвокатов в суд по неуважительным причинам и затягивание процесса из-за намеренно долгого ознакомления с материалами дела – вот наиболее частые случаи злоупотреблений, объяснил судья-докладчик Игорь Таратута. А еще, добавляет Пашин, правоохранители склонны расценивать как злоупотребление заявления адвокатов о пытках, которые применяются к их подзащитным. Суд назначает проверку, пытки не подтверждаются, а в результате дисциплинарное преследование, а то и уголовные дела возбуждаются уже против самих адвокатов. В итоге защитники начинают думать не о защите своих клиентов, а о том, как бы самим не пострадать, отмечает он. «Злоупотребление правом» – термин, который в уголовном праве отсутствует, напоминает Пашин, он есть в гражданском праве и там действительно нужен, чтобы предотвратить сутяжничество, но в уголовном процессе оно невозможно.

Это опасная тенденция, когда адвокаты воспринимаются как недоразумение, которое мешает легко и быстро исполнять закон, предупреждал судей президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Юрий Пилипенко. Отчасти злоупотребления могут быть вызваны тем, что защита выводится за рамки процесса, полагает он: когда суды не слышат ее аргументов, раз за разом отклоняют обоснованные ходатайства – что остается делать?

ФПА настаивает на недопустимости практики назначения судами «дублеров» при наличии адвоката по соглашению, а вот в Генпрокуратуре, напротив, беды в этом не видят. «Разве назначенный адвокат не такой же квалифицированный юрист, как адвокат по соглашению?» – рассуждал вслух заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров. По его мнению, «иерархию тут строить не совсем правильно, давайте соблюдать сроки, установленные законодательством: в течение пяти дней не явился – значит, назначать».

Завкафедрой Северо-Западного филиала Российского университета правосудия Константин Калиновский напоминает, что термин «злоупотребление правом» применительно к уголовному процессу использовал Конституционный суд, не признавший нарушением отказ предоставить переводчика цыгану, прекрасно владевшему русским языком. Возможно, следует указать, что не является нарушением права на защиту отказ в удовлетворении ходатайства обвиняемого, если отдельные права используются им явно недобросовестно, предлагает эксперт.