Киев рассчитывает компенсировать потерю Крыма за счет российской собственности за рубежом
Украина намерена добиваться ареста российского зарубежного имущества для «справедливой сатисфакции»Украина намерена добиваться ареста российского зарубежного имущества для «справедливой сатисфакции» ущерба в связи с присоединением Крыма, заявила первый замминистра юстиции Украины Наталья Севостьянова (цитаты по агентству УНН). Это произойдет, если Европейский суд по правам человека поддержит жалобы Киева против Москвы.
Это не первое подобное заявление – год назад министр юстиции Украины Павел Петренко предлагал прокуратуре арестовывать имущество и активы российских компаний как на Украине, так и за рубежом. Тогда Украина оценивала ущерб в 1,08 трлн гривен ($91,5 млрд, цитата по «Интерфаксу») из-за перехода под контроль России черноморского шельфа, портов и инфраструктуры.
Такие попытки уже предпринимались раньше, поэтому все действия в правовом поле отработаны и Россия готова защищать находящуюся за рубежом недвижимость, которую курирует Росзагрансобственность, сказал вчера пресс-секретарь управления делами президента Виктор Хреков (цитата по ТАСС). «Москва будет делать все, что необходимо для юридической защиты в рамках международного права», – пообещал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Представители Минюста и МИД России не ответили на запрос «Ведомостей».
Угроза ареста все же существует: нельзя исключать политизированных решений национальных судов в пользу Украины, учитывая негативное отношение к России, говорит человек, близкий к МИДу. Под угрозой может оказаться любое имущество, которое не охраняется дипломатическим иммунитетом, продолжает он, например культурные центры, торгпредства, прецеденты уже были в Германии и Швеции, не исключены попытки ареста имущества и госкомпаний. По законодательству США теоретически возможен арест имущества компаний, которым досталось имущество Украины в нарушение международного права, говорит партнер King & Spalding Илья Рачков.
Даже если ЕСПЧ встанет на сторону Украины, то механизм исполнения его решений не предполагает ареста имущества должника, говорит партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. С этим уже столкнулись акционеры ЮКОСа, которым не удается получить компенсацию в $1,8 млрд, присужденную в Страсбурге, и добиться ареста российской собственности.
В любом случае арестовывать будет почти нечего, поскольку большинство имущества защищено дипломатическим иммунитетом, что показывает опыт Noga, которая пыталась арестовать счета Сбербанка и парусник «Седов», продолжает Панич. Россия попытается вывести собственность из зоны риска, к примеру продав ее и договорившись об аренде, считает он. Так, немецкий бизнесмен Франц Задельмайер, требуя взыскать с России свыше 5 млн евро в качестве компенсации потерянных инвестиций, добился «обеспечительного ареста» здания российского торгпредства. Но завладеть зданием он так и не смог.