Минюст уточнил правила прокурорских проверок НКО
Постановление Конституционного суда выполнено лишь частично, настаивают правозащитникиМинюст подготовил поправки в закон «О прокуратуре», уточняющие порядок проверки некоммерческих организаций (НКО) и предельные сроки исполнения организациями требований прокуратуры. Из документа, опубликованного во вторник на портале раскрытия информации, следует, что о предстоящем контрольном мероприятии руководство НКО должны известить «не позднее дня начала проверки». Срок ее проведения не должен превышать 20 рабочих дней и может быть продлен вышестоящим прокурором еще на 20 дней, а также приостановлен на срок до полугода – если требуются сложные исследования и экспертизы. Затребованные справки и документы проверяющие должны получить безвозмездно в течение пяти рабочих дней, а при наличии угрозы чьей-нибудь жизни, здоровью или имуществу – в течение суток с момента получения требования прокурора. По окончании проверки в течение 10 рабочих дней организации должны предоставить возможность ознакомиться с актом.
Проект, сообщила пресс-служба Минюста, подготовлен во исполнение февральского постановления Конституционного суда, который признал неконституционными положения закона «О прокуратуре» в той мере, в какой они не устанавливают сроки проведения проверок исполнения законов НКО, а также сроки исполнения требований прокурора, вытекающих из полномочий по проведению проверки.
Единый реестр
Правительство утвердило правила ведения единого реестра проверок юрлиц и предпринимателей, который Генпрокуратура будет вести с 1 июля 2015 г. Тендер на создание реестра Генпрокуратура объявила еще в феврале.
Это не первая попытка уточнить закон «О прокуратуре». Еще месяц назад Совет по правам человека (СПЧ) при президенте передал в Минюст свою версию поправок, говорит член СПЧ и руководитель ассоциации «Агора» (была в числе заявителей в Конституционный суд) Павел Чиков. По его словам, в минюстовском законопроекте предложения правозащитников учтены лишь частично. Так, не ограничивается возможность участия в проверках представителей других ведомств (по версии СПЧ, сотрудники МЧС, МВД или любых других государственных органов должны получить право на участие в проверках только в статусе привлеченных экспертов, т. е. без проведения собственной проверки и без права накладывать штрафы). Кроме того, прокуроров предлагалось обязать сообщать о начале проверки не позднее чем за три дня, а в день проверки – только в случаях, не терпящих отлагательства. В уведомлении они должны были подробно описывать причины контрольного мероприятия и его сроки. Ничего этого в минюстовском законопроекте нет, отмечает Чиков, хотя срок проведения проверки ведомство предлагает сократить с 30 до 20 дней.
Другой автор жалобы в Конституционный суд, правозащитница Светлана Ганнушкина, говорит, что фактически Минюст исполнил лишь одно требование суда – об обязательном ознакомлении руководства НКО с результатами проверки. Во всем остальном он просто пытается узаконить ту безобразную форму проверок, которая существует сейчас, уверена она: прокурор по-прежнему не обязан объяснять, что именно он намерен проверять, и заранее уведомлять о дате начала проверки. «Формулировка «не позднее дня проверки» абсурдна, ведь, когда они к нам приходят, мы и так об этом узнаем», – подчеркивает Ганнушкина.