Консерваторы получили большинство в британском парламенте

Партия Шотландии заняла 3-е место, премьер Дэвид Кэмерон пообещал региону расширение автономии
Дэвид Кэмерон остается премьер-министром Великобритании и может сформировать правительство большинства/ Toby Melville/ Reuters

Всеобщие выборы в Великобритании принесли совершенно неожиданный результат: Консервативная партия получила абсолютное большинство в парламенте и теперь сможет сформировать собственное правительство.

Между тем еще накануне выборов опросы службы YouGov показывали, что консерваторов и лейбористов поддерживают примерно по 34% британцев. Ожидалось тем не менее, что консерваторы получат больше мест в парламенте (это возможно, поскольку члены всех партий избираются по одномандатным округам), но их перевес над лейбористами будет не слишком значительным и у них не будет большинства. Обсуждался даже вариант, при котором лейбористы, получив меньше мест, смогут сформировать правительство при поддержке Шотландской национальной партии (SNP), а их лидер Эд Милибэнд – стать премьер-министром.

Но случилось так, что по итогам выборов Милибэнд и руководители еще двух партий подали в отставку.

Посчитаны результаты голосования во всех 650 округах. Консерваторы выиграли в 331 округе и получили соответствующее число мест в парламенте – при 326, необходимых для формирования правительства большинства. Партия получила больше половины мест впервые с 1992 г. и на 28 больше, чем на прошлых выборах в 2010 г. Тогда консерваторам пришлось создавать коалицию с либерал-демократами. За представителей Консервативной партии проголосовали в общей сложности 36,93% избирателей (см. таблицу).

Итоговые результаты выборов в Великобритании

Количество мест в парламенте, полученное каждой партией, изменение по сравнению с выборами 2010 г. и % голосов избирателей

/ Источник: Press Association

Количество мест у лейбористов сократилось на 25 до 232, это худший результат с 1987 г.; за них отдали голоса 30,45%. Третьей по численности партией в парламенте станет SNP, члены которой победили в 56 из 59 шотландских округов. В прошлом парламенте у нее было всего шесть мест. Это первый случай с выборов 1918 г., которые принесли высокие результаты ирландским националистам, когда партия, выступающая за отделение от Соединенного Королевства, получила столь значительное представительство.

Премьер-министр Дэвид Кэмерон уже пообещал предоставить Шотландии больше автономии; впрочем, ранее все партии согласились с тем, что она, а также Уэльс и Северная Ирландия должны получить больше власти. «Мы планируем создать в Шотландии самое сильное автономное правительство в мире, которая будет иметь существенные права в области налогообложения», – заявил Кэмерон.

При этом, по его словам, консерваторы будут управлять «как партия одной нации». «Вместе мы можем сделать Великобританию еще более великой», – сказал он, вернувшись в свою резиденцию на Даунинг-стрит после визита к королеве Елизавете II, которая попросила его сформировать правительство.

Кэмерон также повторил свое обещание провести референдум о членстве Великобритании в Евросоюзе. Сам премьер выступает против этого, но под давлением правых в своей партии ранее пообещал провести переговоры с ЕС о пересмотре отношений и в случае переизбрания дать возможность британцам до 2017 г. определиться по поводу членства страны в союзе.

Третье место по числу голосов (12,64%) заняла ультраправая Независимая партия Соединенного Королевства (UKIP), но ее представитель победил только в одном округе. Ранее у UKIP было два места в парламенте. Ее лидер Найджел Фарадж, которому год назад удалось привести свою партию к победе на выборах в Европарламент (тогда она получила 27,5% голосов британцев – больше, чем консерваторы и лейбористы), ушел с поста руководителя партии.

Так же поступил и лидер либерал-демократов Нил Клегг: его партия осталась с восемью местами (худший результат с 1970 г.), потеряв 49. Клегг, который был вице-премьером, и трое его однопартийцев лишаются постов в правительстве.

Восемь мест получила и Демократическая юнионистская партия, которая не была представлена в прошлом парламенте, а на этих выборах получила в 13 раз меньше голосов избирателей, чем либерал-демократы.

Результаты выборов не окажут влияния на суверенный рейтинг Великобритании, сообщило агентство Moody's Investors Service. «Консерваторы привержены политике по дальнейшей фискальной консолидации, имеющей целью стабилизировать и в конечном итоге развернуть процесс роста государственного долга, – говорится в заявлении агентства. – Однако более масштабные последствия может иметь вопрос сохранения членства Великобритании в Европейском союзе».

Участники фондового рынка с оптимизмом восприняли определенность, которая наступила по итогам выборов: индекс FTSE 100 вырос в пятницу на 2,3% до 7046,8 пункта, курс фунта стерлингов – на 1,3% до $1,545 (в ходе торгов рост достигал 1,8%).