«Прогресс» может упасть на Землю 3–4 мая

Вопрос о стыковке с МКС уже не стоит, ущерб от потери корабля оценивают в 5 млрд рублей
Если ЦУП не удастся взять под управление неудачно запущенный 28 апреля грузовой корабль «Прогресс М-27М», его могут начать готовить к досрочному безопасному сведению с орбиты
Если ЦУП не удастся взять под управление неудачно запущенный 28 апреля грузовой корабль «Прогресс М-27М», его могут начать готовить к досрочному безопасному сведению с орбиты / Роскосмос

Если Центру управления полетами не удастся взять под управление неудачно запущенный 28 апреля грузовой корабль "Прогресс М-27М", его могут начать готовить к досрочному максимально безопасному сведению с орбиты. Об этом "Интерфаксу" сообщил источник в ЦУПе. По его словам, ночные попытки остановить вращение корабля вокруг своей оси остались безрезультатными. Таких попыток было две. На корабль передали несколько команд с целью стабилизировать его положение и уменьшить вращение. По данным источника "Интерфакса", задачи не были решены. Источник ТАСС в ракетно-космической отрасли сказал, что как минимум первая за ночь попытка связаться с "Прогрессом" оказалась безрезультатной, наладить связь с кораблем и перевести его в режим ручного управления не получилось. Общий ущерб от потери грузового космического корабля "Прогресс М-27М" составит порядка 5 млрд руб., передает "Интерфакс" со ссылкой на источники в космической отрасли. Ранее сообщалось, что один старт ракеты "Союз" по пилотируемой программе оценивается в $80-90 млн. Корабль был застрахован в "Согазе" и "Ингосстрахе" на 2 млрд руб. на паритетной основе, сообщил "Интерфаксу" источник на рынке страхования космических рисков.

По данным ТАСС, ночью с "Прогрессом" пытались связаться в 3.50 и 4.10 мск, а всего за сутки будет сделано шесть попыток наладить связь. Позднее источник "Интерфакса" в космической отрасли заявил: "Вопрос о возможной стыковке "грузовика" и МКС уже не стоит. Главное - обеспечить его более или менее управляемое и безопасное сведение с орбиты".

Если связи с кораблем не будет, он может сойти с орбиты и войти в атмосферу Земли 3-4 мая. Об этом ТАСС сообщил источник в ракетно-космической отрасли, занимающийся баллистическим обеспечением российских космических аппаратов. Быстрое вращение корабля вокруг своей оси может незначительно ускорить его падение. Орбиту "Прогресса" можно скорректировать за счет возможностей самого корабля, а его вращение не влияет на возможности связи с Землей, поскольку на нем установлены всенаправленные антенны, добавил собеседник агентства. По его словам, вся ракетно-космическая отрасль обеспокоена произошедшим, поскольку нештатная ситуация случилась с кораблем, используемым по пилотируемой программе.

Космический грузовик был запущен с "Байконура" 28 апреля в 10.10 с помощью ракеты-носителя "Союз-2.1а". Предполагалось, что через шесть часов после старта он причалит к Международной космической станции. Однако после отделения третьей ступени начались сбои при передачи с корабля в ЦУП телеметрической информации. Также источники агентств говорили, что корабль оказался не на запланированной орбите, которую необходимо скорректировать для успешной стыковки, и, возможно, у него не раскрылись все антенны системы стыковки "Курс".

"Прогресс" перевели с шестичасовой на двухсуточную схему стыковки с МКС. Во вторую половину дня во вторник также стало известно, что корабль быстро вращается вокруг своей оси. Источник в ЦУПе говорил "Интерфаксу", что сбой произошел во время работы третьей ступени ракеты-носителя. Высокопоставленный источник "Коммерсанта" в "Роскосмосе" сказал, что одна из проблем была в несинхронизированной работе двигателя третьей ступени "Союза-2.1а" (на нее устанавливаются изделия воронежского конструкторского бюро "Химавтоматики" — РД-0110 или РД-0124), которая отработала несколько дольше положенного, из-за чего корабль не вышел на расчетную орбиту. Решения о приостановке ракет "Союз-2.1а" пока не было. Издание отмечает, что ракеты серии "Союз", производимые в самарском ракетно-космическом центре "Прогресс", считаются одними из самых надежных и именно они доставляют на МКС пилотируемые экипажи. Вторая проблема заключается в том, что из шести антенн системы стыковки раскрылись только две, а провести стыковку с МКС в ручном режиме можно только при устойчивой связи, пишет газета.

По данным "Коммерсанта", руководитель "Роскосмоса" Игорь Комаров распорядился создать комиссию для расследования причин инцидента.