Мировому юридическому рынку нужно адаптироваться к новой реальности
Но юристы слишком консервативны и меняться готовы немногиеПрошлый год оказался на редкость удачным для юридического рынка – лучшим после финансового кризиса, свидетельствует рейтинг Global 100, составленный The American Lawyer. По предварительным данным, выручка 100 крупнейших мировых компаний выросла на 8,2% и приблизилась к $100 млрд ($95,3 млрд, окончательного рейтинга за 2014 г. с разбивкой по фирмам еще нет).
Темпы роста почти вдвое превысили показатели 2013 г., когда выручка увеличилась на 4,3% до максимальных после кризиса $88,7 млрд. Но эти рекорды выглядят скромно на фоне докризисных показателей американских юрфирм: с 2004 по 2007 г. их выручка увеличилась на 37,5%, а прибыль на партнера – на 25,6%, приводит данные в своем исследовании Thomson Reuters.
ФРС помогла
«Сейчас мы находимся в стадии устойчивого восстановления», – говорит стратегический консультант лондонской Jomati Тони Уильямс, бывший управляющий партнер Clifford Chance (его цитирует The American Lawyer). Юридический рынок воспользовался ростом американской экономики, разогретой мягкой денежно-кредитной политикой ФРС, констатируют эксперты. «2014 год показал значительный рост во многом за счет всплеска транзакционной работы, который начался в середине 2013 г.», – фиксирует председатель Citi Private Bank Дэн Дипьетро (цитата по The American Lawyer). «Уникальное сочетание роста фондовых рынков и исторически низких процентных ставок привело к громадному подъему в сфере слияний и поглощений», – отмечает и партнер Simpson Thacher & Bartlett LLP Алан Кляйн (цитата по The American Lawyer).
Росту финансовых показателей международных юрфирм способствовала и их экспансия. В 2009 г. доходы лишь 16 фирм превышали $1 млрд, в 2014 г. таких стало 30 (данные The American Lawyer). Через серию M&A глобальные фирмы росли и расширяли свою географию: наращивали присутствие на рынках Азии, Латинской Америки и Африки. Занявшая по выручке первое место в последнем рейтинге Global 100 Baker & McKenzie продолжила расширять свою международную сеть с 76 офисами в 46 странах. Аналитики EY ожидают дальнейшего выхода юрфирм на новые рынки в 2015 г. из-за интереса со стороны азиатских клиентов. Кроме того, расширение географии помогает снизить риск ценовой волатильности, говорят юристы.
Смутные перспективы
Несмотря на рост последних лет, эксперты дают консервативные прогнозы и считают, что 2015 г. столь успешным не будет. «В 2014 г. звезды сошлись идеально, я не думаю, что в этом году выручка будет так же стремительно увеличиваться», – отмечает Дипьетро. На рынок, в частности, давит геополитика: из-за конфликтов на Ближнем Востоке и охлаждения отношений Запада с Россией сделок будет меньше.
Хорошие показатели 2014 г. могут быть лишь временным явлением, удачным совпадением разных факторов, согласны аналитики The American Lawyer. Хотя американская экономика восстановилась после Великой рецессии, спрос компаний на юридические услуги остается слабым, говорится в исследовании Thomson Reuters: рост вдвое меньше, чем в период до 2008 г. Расходы компаний на юрфирмы в 2013 г. были на 3,7% (или на $6,4 млрд) ниже, чем до 2008 г.
Опрошенные Thomson Reuters юристы считают, что бурный рост спроса в преддверии кризиса 2008 г. был отклонением от нормы и теперь рост не превысит 4–5%. По данным Thomson Reuters, в 2014 г. спрос на услуги юрфирм вырос только на 0,5%. Оптимизация расходов на юридических консультантов – глобальный тренд, отмечает управляющий партнер офисов Baker & McKenzie в странах СНГ Сергей Войтишкин: клиенты продолжают оптимизировать бюджеты на внешних юридических консультантов, стараются делать менее сложную работу своими силами, требуют фиксированные бюджеты.
Потребители все чаще жалуются на связь цены и достигнутого результата, пишет The American Lawyer. Согласно опросам Altman Weil, 92% американских фирм используют альтернативные способы расчета гонорара, а не почасовые ставки. Фирмы стараются привлекать клиентов и за счет скидок – от 21 до 30%, 45% американских юрфирм анализируют предпочтения клиентов, чтобы разработать для каждого индивидуальную ценовую политику.
По данным Thomson Reuters, юрфирмы сокращают расходы в среднем на 3% каждый год (см. график). Тем не менее их тарифы продолжают расти – по данным Thomson Reuters, фирмы подняли цены в 2014 г. в среднем на 3,1%, за 10 лет ставки увеличились на 35,9% с $348 до $473 (в среднем каждый год они росли на 3,6%, см. график). В погоне за эффективностью фирмы используют разные формы организации бизнеса. Так, все большую популярность приобретает такая форма, как Swiss Verein – ассоциация независимых юридических офисов, которые объединили часть административных и технических процессов (например, ее используют Baker & McKenzie, DLA Piper, Hogan Lovells).
Сами же корпорации, согласно опросам Thomson Reuters, все чаще обращаются к альтернативным бизнес-структурам юристов. Особенно сильно они распространены в Великобритании, где в 2007 г. появился закон, позволяющий людям без лицензии на предоставление юридических услуг владеть и управлять юрфирмами. Тенденция развивается и в США. Список альтернативных юридических структур широк, приводит примеры Thomson Reuters: такие аутсорсинговые компании, как CPA Global, Pangea3, Integreon, Riverview Law и Redgrave LLP, оказывают комплексные услуги по сопровождению сделок и проектов. Фирмы Fair Outcomes, Resolution Tree, Raptor Risk Analysis и Neota Logic предлагают новые системы разрешения споров. Koncision и KM Standards – систему составления сложных документов.
Все более активными конкурентами крупнейших фирм становятся аудиторско-консалтинговые компании – например, PwC начала оказывать юридические услуги в Великобритании. EY через свою юрфирму EY Law в 2013 г. наняла более 250 юристов, увеличив их общее число почти на 30% до 1100 человек, описывает Thomson Reuters. «Мы хотим как минимум вырасти в два или три раза до 2020 г.», – говорит руководитель международной юридической службы EY Корнелиус Гроссман (цитата по Thomson Reuters). Deloitte и KPMG также расширяют свои юридические подразделения, нанимая юристов в Великобритании, Германии и Азии. По выручке «большая четверка» (Deloitte, EY, KPMG и PwC) обогнала 100 крупнейших юрфирм – достигла $120 млрд, приводит данные The Economist.
Рынок становится более динамичным и конкурентным, в перспективе новые формы услуг могут полностью изменить его динамику, считают аналитики Thomson Reuters. Но сами юристы консервативны. По опросам Altman Weil, 67% старших партнеров 304 юрфирм прогнозируют, что рынок будет меняться все быстрее, но лишь 13% из них уверены, что смогут идти в ногу с этими изменениями (в 2011 г. их было почти 24%). В 2013 г. прибыль в расчете на партнера в среднем составляла $1,1 млн, неудивительно, что в таких условиях руководителям ведущих юрфирм трудно убедить своих партнеров в необходимости фундаментальных перемен, пишет Thomson Reuters. «Трудно убедить миллионеров, что они делают что-то неверно», – язвительно замечает один из обозревателей рынка юридических услуг. Аналитики Thomson Reuters отмечают, что ведущие и наиболее успешные фирмы часто недооценивают или не воспринимают происходящие изменения. «У лидеров рынка есть соблазн смотреть на новых конкурентов с презрением и отрицанием, но ничто так не уязвимо, как закрепившийся успех», – писал еще в 2013 г. Harvard Business Review.