Запад может снять с Ирана часть санкций до подписания соглашения по ядерной программе

Саудовская Аравия: этот договор приведет к гонке ядерных технологий в регионе
Heinz-Peter Bader/Reuters
Heinz-Peter Bader/Reuters

Госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф провели в понедельник в швейцарской Лозанне очередную встречу по иранской ядерной проблеме. В прошлый четверг агентство Reuters сообщило, что с Тегерана может быть снята часть действующих санкций «для скорейшего достижения договоренности».

Накануне вчерашних переговоров Зариф заявил, что Ирану нужна ясность: «каким путем будут отменены санкции и какие гарантии будут предоставлены», сообщает «Интерфакс». Керри, в свою очередь, заявил, что рассчитывает на достижение договоренностей с Ираном в ближайшее время, оговорившись, что для этого иранцам надо продемонстрировать «мирный характер своей ядерной программы».

О возможном скором достижении соглашения говорил и представляющий Москву в «шестерке» стран-посредников замминистра иностранных дел России Сергей Рябков. Как передает «Интерфакс», Рябков сказал, что существует шанс найти основные развязки по урегулированию иранской ядерной проблемы в течение недели.

Наметившийся прорыв в длительном переговорном процессе президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский объясняет желанием Евросоюза и США заменить Россию на газово-нефтяном рынке Ираном: «Им нужно улучшать отношения с иранцами, поэтому я не сомневаюсь в итоговом успехе переговоров».

В то же время возможное достижение договоренностей с Ираном серьезно беспокоит ряд стран региона. В начале марта, выступая в конгрессе США, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выразил мнение, что «сделка не предотвратит разработку ядерного оружия Ираном – она только гарантирует, что Иран получит ядерное оружие». А 16 марта с похожим предупреждением выступил бывший глава разведки Саудовской Аравии принц Турки аль-Фейсал, заявивший, что соглашение с Ираном приведет к региональной гонке развития ядерных технологий. «Я всегда говорил: что бы ни решили на этих переговорах, мы будем хотеть того же. Таким образом, если Иран будет иметь возможность обогащать уран до определенного уровня, почему Саудовская Аравия должна просить об этом?» – заявил принц в интервью BBC.

Заявление принца не следует трактовать как угрозу создания саудовского ядерного оружия, уверен старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин: «Заявление сына короля – это проявление соперничества между Ираном и Саудовской Аравией. Обе стороны претендуют на лидерство в регионе». Сажин напомнил, что в королевстве есть большие планы по созданию ядерной инфраструктуры – в следующие 20 лет в стране хотят возвести 16 ядерных реакторов, недавно Саудовская Аравия подписала соглашения о ядерном сотрудничестве с Южной Кореей, Францией, Аргентиной и Китаем. Однако за рамки мирного атома саудовцы выходить не планируют, подчеркивает эксперт: «Эр-Рияд своим заявлением говорит, что он следит за развитием переговоров и не собирается отставать от своего соперника в таком принципиальном вопросе, как ядерная физика». К тому же, в отличие от Израиля, который категорически против развития даже мирной ядерной программы Ирана, Саудовская Аравия занимает не столь крайнюю позицию, подчеркивает Сажин.