Британцы увидели в российском бомбардировщике ядерную угрозу

Андрей Махонин
Андрей Махонин / Ведомости

Британское издание The Daily Express опубликовало в воскресенье статью о том, что один из двух российских бомбардировщиков Ту-95, пролетевших в международных водах над проливом Ла-Манш 29 января, мог нести ракету с ядерной боеголовкой, предназначенной для поражения британских ракетных атомных подлодок. Эта информация якобы стала известна из радиоперехвата разговоров российских экипажей, произведенных норвежскими военными, и об этом было доложено руководству Великобритании. Посол России в Лондоне Александр Яковенко был вызван в британское министерство иностранных дел для объяснений, другие местные средства массовой информации сообщили, что пролет бомбардировщиков, не нарушивших воздушное пространство Великобритании, тем не менее создал угрозу для гражданских самолетов, в связи с чем британские авиадиспетчеры были вынуждены изменить маршрут нескольких рейсов.

Министерство обороны России сообщило в ответном заявлении, что полет двух бомбардировщиков Ту-95, о котором сообщали британские средства массовой информации, длился 19 часов - два Ту-95 взлетели с базы стратегической авиации Энгельс в Саратовской области и, совершив две дозаправки в воздухе, пролетели в районе акваторий Баренцева и Норвежского морей, Атлантического океана, при этом их полет на отдельных этапах сопровождался истребителями Военно-воздушных сил Норвегии, Франции и Великобритании. Все полеты проводились над нейтральными водами. По уверению представителя Минобороны, ядерного оружия самолеты не несли. По словам менеджера предприятия авиапромышленности, Ту-95 в принципе не несет ядерного противолодочного оружия.

В декабре прошлого года шведские военные заявляли о том, что летевший без транспондеров (ответчики для гражданских систем управления воздушным движением) российский самолет-разведчик Ил-22 чуть не столкнулся с гражданским «Боингом» вблизи шведских территориальных вод. Возросшая активность полетов ВВС России над нейтральными водами, в том числе вокруг Европы, является ответом на рост аналогичных полетов самолетов ВВС стран НАТО вблизи российских границ, заявлял в ответ на это главнокомандующий ВВС России генерал Виктор Бондарев, при этом он отметил, что военные самолеты и не должны оборудоваться транспондерами и самолеты стран НАТО, летающие вблизи российских границ, также ими не оборудованы. Он также заявил, что реальной опасности от сближения российского «Ила» с «Боингом» не было.

Интенсивность полетов ВВС России и НАТО, как и другой потенциально опасной военной деятельности после начала украинского кризиса, гораздо ниже той, что наблюдалась в годы холодной войны, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Однако и интенсивность полетов гражданской авиации в сравнении с тем временем значительно выросла, существенно изменились и технологии управления воздушным движением, поэтому России и НАТО стоит поддерживать контакт во избежание опасных инцидентов в воздушном пространстве.