Госдума рассмотрит законопроект о нежелательных иностранных организациях

Законопроект о нежелательных иностранных организациях Госдума рассмотрит на следующей неделе. Его можно будет применить не только к общественным, но и к коммерческим организациям
У российской полиции уже есть опыт работы с нежелательными иностранными организациями
У российской полиции уже есть опыт работы с нежелательными иностранными организациями / Alexey Sazonov / AFP

Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал принять в первом чтении законопроект эсера Александра Тарнавского и Антона Ищенко из ЛДПР, позволяющий признавать деятельность иностранной или международной организации нежелательной на территории России. В заключении комитета отмечается, что проект направлен на принятие предупредительных мер по защите основ конституционного строя, национальных интересов, законных прав и интересов граждан и безопасности страны. «Учитывая, что организации могут являться одним из инструментов для ведения геополитической борьбы, а также принимая во внимание непростую международную обстановку, комитет отмечает актуальность и своевременность законопроекта», - сказано в отзыве.

В то же время у комитета есть ряд претензий. Так, перечень последствий для организаций, признанных нежелательными, определен ссылкой на положения закона «О некоммерческих организациях», которые к настоящему времени утратили силу, дополнительного обсуждения требует определение состава правонарушения. Комитет также считает необходимым уточнить вопрос о том, будет ли нести ответственность лицо, на чье имя осуществлено без его согласия перечисление денежных средств от «нежелательной» организации.

Комитет по безопасности, назначенный соисполнителем по законопроекту, рекомендовал авторам доработать документ. В его заключении отмечается, что согласно закону «О противодействии экстремистской деятельности» в случае осуществления общественным или религиозным объединением экстремистской деятельности эта организация может быть ликвидирована, а ее деятельность запрещена по решению суда на основании заявления генпрокурора. «В этой связи представляется целесо­образным предусмотреть дополнительные критерии разграничения экстремистской деятельности и деятельности, осуществление которой нежелательно на территории Российской Федерации», - сказано в отзыве комитета.

На заседании комитета его председатель Владимир Плигин напомнил, что «уже были случаи обжалования запрета въезда на некоторые территории исключительно уважаемым гражданам России и даже не возникал вопрос о какой-либо экстремистской или негативной деятельности этих людей, но эти запреты не были преодолены». У нас расширен спектр причин по наложению ответственности - нарушение устоев нравственности не подпадает под закон об экстремизме, объясняет Ищенко: «Мы не хотим наказать кого-то уже завтра и не имеем в виду никакие конкретные организации, этим законом мы даем правоохранительным органам инструмент». Депутат сообщил, что законопроект поставлен в повестку Госдумы на следующий вторник: «Ситуация слишком напряженная, опыт Украины играет роль». По содержанию это фактически ответ на санкции: есть компании, акционеры которых ненавидят Россию, или компании, играющие на негативной политической ситуации, через этот законопроект можно будет ставить им препятствия, разъясняет Тарнавский: «Есть НКО-агенты, регулируемые соответствующим законом, террористы, контролируемые законом об экстремизме, а я говорю обо всех международных компаниях. Но боюсь недобросовестной конкуренции среди коммерческих компаний, которые могут этим воспользоваться».

У государства есть все механизмы, чтобы заблокировать деятельность любой международной организации, с практической точки зрения этот закон кажется ненужным, но речь идет об уголовной ответственности для сотрудников, напоминает программный директор московского бюро Human Rights Watch Татьяна Локшина: «Если человек участвует за границей в конференции запрещенной организации, до сих пор непонятно, будет он наказан или нет. Закон может стать карательным оружием с точки зрения подавления активистов, сотрудничающих с такими организациями». Судя по тому, как бойко все принимается, по туманности формулировок и трактовок, с помощью этого закона можно будет расправиться с любой нежелательной организацией, причем если сначала речь шла только об общественных организациях, то сейчас авторы отмечают, что он может применяться и к коммерческим, а это еще более широкая правоприменительная область, считает директор российского представительства Amnesty International Сергей Никитин.