Сердюков: Васильева не могла обманывать, ее работа приносила Минобороны только доход

Бывший министр обороны дает показания в качестве свидетеля по делу "Оборонсервиса"; он заверил, что в период его работы Минобороны отчуждало только ненужные предприятия
Бывший министр обороны Анатолий Сердюков в Пресненском суде/ Антон Новодережкин/ ТАСС

Ключевая фигурантка дела "Оборонсервиса" Евгения Васильева была принята на работу в Минобороны благодаря своим профессиональным качествам, заверил бывший руководитель ведомства Анатолий Сердюков. По его словам, она не могла обманывать либо оказывать на него давление при продаже объектов недвижимости. Сердюков отметил, что от работы Васильевой не было никакого ущерба, не было никаких продаж по заниженным стоимостям. "Был только доход", - сказал экс-министр. Он дает показания в Пресненском суде в качестве свидетеля по делу "Оборонсервиса". Прессу в зал не пустили.

Допрос Сердюкова гособвинением

По словам Сердюкова, он познакомился с Васильевой в 2007 г. на заседании в Санкт-Петербурге. "Мне очень понравился доклад Евгении Николаевны, я пригласил на совещание, где мы с ней обсудили некоторые вопросы", - сказал Сердюков (цитата по "Интерфаксу"). Он уточнил, что после этого разговора решил назначить Васильеву на должность одного из советников министра обороны, а через некоторое время предложил назначить ее начальником департамента.

Он охарактеризовал Васильеву как человека с "хорошими организаторскими способностями". Он пояснил, что главе нового департамента предстояло провести большой объем работы - принять участие в введении электронного делооборота, а также продать избыточное имущество министерства. "Департамент должен был возглавить человек с высокими деловыми качествами", - уточнил экс-министр. Сердюков заявил, что департамент, который возглавила Евгения Васильева, подчинялся ему напрямую, отмечает ТАСС.

Сердюков подчеркнул, что в период его работы ведомство отчуждало только ненужные предприятия, многие из которых находились на грани банкротства. По его словам, многие предприятия были не нужны, они "были абсолютно неэффективны и для Министерства обороны не имели никакого значения".

Он пояснил, что вопрос был тщательно разработан: началась приватизация, "предприятия спасали от банкротства", впоследствии они реализовывались. По его словам, решения принимались коллегиально. На вопрос, почему не было заседаний совета директоров "Оборонсервиса" по этим вопросам, Сердюков ответил, что они обсуждались в рабочем процессе, в сборе совета директоров не было нужды.

Сердюков отверг позицию гособвинения о незаконности действий Васильевой и других фигурантов по одному из эпизодов. Он заявил, что лично давал распоряжение на продажу земли в поселке Пересыпь Темрюкского района Краснодарского края. По его словам, право на данное имущество находилось у Минобороны. "Право Министерства обороны на этот участок было совершенно законным", - заявил экс-министр, отвечая на вопрос прокурора, знал ли он, что права собственности были у другой организации.

"Мы пытались в дальнейшем эту площадку развить как санаторно-курортное подразделение министерства. После того как нам часть своих санаториев перевела Саратовская область, Росимущество и т. д., необходимость в нем отпала", - приводит его слова "Интерфакс".

Говоря о других фигурантах дела, Сердюков отметил, что с Екатериной Сметановой его познакомила Васильева, но добавил, что она была им принята на работу самостоятельно. Он показал, что сам давал поручение о назначении организации "Эксперт" (его возглавляла Сметанова) в качестве агента при заключении договоров "Оборонсервисом". Другого фигуранта дела, гендиректора ОАО "31-й Государственный институт спецстроительства" Юрия Грехнёва, Сердюков, по его словам, заметил сам на совещании.

Вопросы Васильевой экс-министру

После того, как обвинение закончило допрос Сердюкова, вопросы ему начала задавать Васильева. На ее вопрос "Скажите пожалуйста, я вас обманывала?", он ответил "Нет". Отвечая на другие ее вопросы, экс-министр еще раз пояснил, что Минобороны старалось как можно быстрее продать ненужное ему имущество, при этом не имело значения - кто покупатель, "главное - цена".

Васильева напомнила, что предупреждала Сердюкова о готовящихся мероприятиях по дискредитации Министерства обороны и лично министра. Он это подтвердил. Сердюков отметил, что Васильева не могла повлиять на цену имущества Минобороны, его оценка проводилась независимо, решения принимались коллегиально.

Она также спросила: "Известно ли вам, что мне угрожали тюрьмой, если я не дам показания, порочащие вашу честь и достоинство?", на что Сердюков ответил: "Абсолютно точно было давление".

Васильева напомнила, что фигурантов дела обвиняют в хищении 3 млрд руб., "но никак не могут определить, где они находятся", в связи с чем спросила Сердюкова, что он может сказать по этому поводу. "А что тут сказать?" - отметил Сердюков под смех в зале. По его мнению, никакого ущерба Минобороны не было нанесено, ущерб был бы, если бы продажи предприятий не произошло. "Работа была сделана правильно, вовремя (ну или почти вовремя, можно было пораньше начать)", - заявил Сердюков.

Сердюков заявил, что у него не было оснований не доверять Васильевой. "Она не могла обманывать. Я повторю, что хорошо знал эти объекты", - сказал он (цитаты по ТАСС). Сердюков отметил, что от работы Васильевой не было никакого ущерба, не было никаких продаж по заниженным стоимостям. "Был только доход", - сказал экс-министр. Отвечая на вопросы адвокатов, Сердюков заявил, что считает хорошими цены, по которым продавалось имущество.

Утром в четверг Сердюков прибыл в Пресненский суд Москвы для дачи показаний по делу "Оборонсервиса" на автомобиле Mercedes с проблесковым маячком. Адвокаты его не сопровождали.

Бывшему министру обороны была направлена официальная повестка. Между тем накануне источники, знакомые с ситуацией, сообщили "Интерфаксу", что ключевой свидетель придет в суд. "Представители Сердюкова сообщили, что он на 99,9% прибудет в Пресненский суд Москвы для дачи свидетельских показаний", - сказал один из собеседников агентства.

Ранее Сердюков не явился на допрос в суд ни 23, ни 25 декабря.

Сердюков является свидетелем по уголовному делу, связанному с продажей недвижимости и хищением денежных средств ОАО «Оборонсервис», подконтрольного Минобороны. Ключевой фигурантке дела, бывшему руководителю департамента имущественных отношений ведомства Евгении Васильевой, вменяется 12 эпизодов, общий ущерб по которым превышает 3 млрд руб.

В октябре 2012 г. по фактам махинаций при сделках с недвижимостью, землей и акциями «Оборонсервиса» было возбуждено несколько уголовных дел. В связи с этим своих постов в Минобороны лишились несколько высокопоставленных чиновников, в том числе Сердюков.

В обвинительном заключении по делу говорилось, что Сердюков не знал о хищениях, хотя они стали возможны из-за его доверительных отношений с подчиненной Васильевой. «При исполнении своих служебных обязанностей Васильева имела беспрепятственный доступ к министру обороны, пользовалась его неограниченным доверием и оказывала влияние на принятие им решений», - говорил представитель гособвинения.

Сам Сердюков был фигурантом уголовного дела о халатности, но попал под амнистию, объявленную в связи с 20-летием Конституции.