СКР получил доказательства причастности украинского военного самолета к крушению Boeing

Следователи допросили свидетеля, который накануне рассказал о своих наблюдениях "Комсомолке", и поверили ему
Evgeniy Maloletka
Evgeniy Maloletka / AP

Допрос очевидца катастрофы малазийского Boeing на Украине дал следствию важные доказательства причастности к крушению этого самолета украинских Вооруженных сил. Об этом сообщил представитель Следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин, его заявление опубликовано на сайте ведомства. Накануне "Комсомольская правда" опубликовала интервью с человеком, который назвался украинским военнослужащим и рассказал о своих наблюдениях за полетами штурмовиков ВВС Украины в день катастрофы. Как говорится в интервью, существует вероятность, что малазийский пассажирский самолет Boeing 777 рейса МН17 был сбит 17 июля ракетой «воздух - воздух», выпущенной с украинского штурмовика Су-25, который базировался рядом с Днепропетровском. Уже во вторник стало известно, что СКР заинтересовался этим свидетелем и допросил его.

В среду СКР отчитался о результатах беседы. "По тому, как он себя вел, какие факты озвучивал, у следователей не возникло сомнений в искренности и осведомленности свидетеля о событиях, происходивших в этом воинском подразделении", - говорится в заявлении Маркина. Факты он изложил "четко и не путаясь", и это убеждает следователей, что "показания его правдивы, что, кстати, и подтвердило исследование на полиграфе".

Его информацию следствие считает важным, но не единственным доказательством причастности украинских военных к катастрофе. Следствие сейчас решает вопрос о предоставлении этому свидетелю госзащиты.

"Это очередной фейк, мы не будем его комментировать", - сказали агентству "Интерфакс-Украина" в пресс-центре Службы безопасности Украины (СБУ).

Показания свидетеля совпадают с теми данными, которые уже поступили из других источников, и подтверждают факт нахождения в воздухе украинского самолета Су-25 во время крушения Boeing, рассказал Маркин. Он упомянул, в частности, показания граждан Украины, проживающих в районе катастрофы, которые незадолго до крушения лайнера видели в небе в непосредственной близости от пассажирского самолета военный самолет.

По словам Маркина, свидетель сообщил, что Boeing мог сбить самолет, "пилотируемый капитаном ВВС Украины летчиком Волошиным" и вылетевший с аэродрома в районе Днепропетровска, на котором служил свидетель. "По его показаниям, он лично видел, как перед вылетом самолет Волошина был снаряжен ракетами «воздух - воздух» типа Р-60, которыми в обычных условиях при осуществлении боевых вылетов самолеты Су-25 не снаряжались, - говорится в сообщении СКР. - Как рассказал свидетель, в подобном снаряжении самолетов просто не было необходимости, так как у представителей народного ополчения на вооружении нет авиации". СКР также приводит наблюдение свидетеля о том, что после вылета самолет вернулся на аэродром уже без ракет. "И тогда же он отчетливо услышал слова летчика Волошина, сказанные одному из сослуживцев. "Он - самолет - оказался не в то время и не в том месте", - процитировал Маркин.

Редактор журнала «Воздушно-космическая оборона» Михаил Ходаренок сказал "Ведомостям", что версия о том, что МН17 был сбит ракетой штурмовика Су-25, наименее вероятна технически. У Су-25 и Boeing 777 сравнимые максимальные скорости полета, у штурмовика нет радара, для вывода его на цель нужна филигранная работа наземного пункта наведения, а имеющаяся на вооружении Су-25 маломощная ракета Р-60 с боевой частью весом 2,5 кг не привела бы к мгновенному отказу всех общесамолетных систем и разрушению лайнера, да и поразила бы, скорее всего, двигатель, так как имеет инфракрасную головку самонаведения. Скорее всего, самолет был сбит ракетой наземного комплекса ПВО по ошибке, а в том, кому принадлежал комплекс, и следует официально разобраться, считает эксперт.

В начале сентября Совет по безопасности Нидерландов опубликовал предварительные выводы расследования причин катастрофы. Из доклада следовало, что самолет разбился после попадания в него «многочисленных объектов», которые «пронзили самолет на высокой скорости», после чего он «развалился в воздухе, вероятно, в результате структурных повреждений, вызванных большим количеством высокоскоростных объектов, проникших в самолет извне». Подробностей о том, что могло послужить причиной проникновения в самолет «высокоскоростных объектов», в докладе нет. В докладе также говорится, что «нет никаких признаков того, что авария MH17 [номер рейса самолета] была вызвана технической неисправностью или действиями экипажа».

19 декабря начальник следственного управления Службы безопасности Украины Василий Вовк заявил, что у СБУ есть засекреченные свидетели катастрофы MН17, которые уже допрошены. По версии СБУ, самолет был сбит ракетой зенитного комплекса «Бук», которым управляли ополченцы.