100 000 голосов за инициативу Алексея Навального услышат, но вряд ли учтут
Инициатива Алексея Навального о ратификации 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции набрала 100 000 голосов и передана в правительство, но вряд ли будет реализованаИнициативу Алексея Навального о ратификации 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции и введении уголовной ответственности за незаконное обогащение поддержали свыше 100 000 россиян. Сбор подписей шел на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) с 9 января 2014 г. Конвенция ООН была ратифицирована Россией в 2006 г. частично, одним из исключений стала статья 20, согласно которой незаконное обогащение, т. е. «превышение расходов над доходами публичного должностного лица», которое он не может обосновать, признается уголовным преступлением, если оно совершенно умышленно. Россия мотивировала свою позицию нежеланием нарушать конституционный принцип презумпции невиновности. Восьмого декабря руководитель кремлевской администрации Сергей Иванов заявил, что конвенция «ратифицирована полностью, без изъятий, российское законодательство полностью соответствует конвенции».
Собеседник «Ведомостей» в «открытом правительстве» сообщил, что документы Навального переданы в рабочую группу, которая в течение двух месяцев соберет отзывы профильных министерств и даст рекомендации о целесообразности реализации инициативы. По словам президента Фонда информационной демократии (оператор РОИ) Ильи Массуха, они постоянно взаимодействуют с «открытым правительством», заставляя их принимать решения, поскольку за каждой инициативой стоят реальные люди: «Естественно, правительство не очень хочет принимать решения, которые им навязаны интернет-сообществом, но интернет как демократия только зарождается, поэтому чем больше инициатив будет набираться, тем сложнее будет отмахиваться».
До этого 100 000 голосов собрали на РОИ пять инициатив (см. врез), но ни одна из них пока не реализована в полном объеме. Например, первое предложение Навального - о законодательном запрете на госзакупки автомобилей дороже 1,5 млн руб. - вылилось в постановление правительства, говорит директор Фонда борьбы с коррупцией Роман Рубанов. Но чиновники, по его словам, нашли лазейку и теперь арендуют дорогие автомобили. В июле 2013 г. депутат от ОНФ Вячеслав Лысаков внес в Госдуму законопроект об ограничении затрат на автомобили 3 млн руб., но он завис в профильном комитете, потому что повестка перегружена, говорит депутат: «Я не могу оценить масштаб исполненных поручений правительства, но, на мой взгляд, необходимо законодательно урегулировать эту планку в 3 млн, а потом уже разрабатывать подзаконные акты».
Если 100 000 человек оставили верифицированные подписи - значит, 1 млн знает об инициативе, считает Рубанов: «Мы продолжим свои акции, пока в УК не будет включено понятие незаконного обогащения, - если инициативу, где сняты все спорные вопросы, в том числе о презумпции невиновности, проигнорируют, то значит, нынешние политические лидеры не хотят бороться с коррупцией». Депутатам дали установку говорить, что конвенция уже ратифицирована, но о необходимости ее ратификации говорил даже председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, подчеркивает директор ФБК.
Вице-президент Transparency International Елена Панфилова считает, что делать выводы о ратификации ст. 20 на основании судьбы прежних голосований на РОИ не стоит - эта инициатива имеет важное политическое значение. Шансы быть оформленной как законодательная инициатива у нее есть, а вот с прохождением через парламент ситуация сложнее, отмечает Панфилова. По ее мнению, это будет интересный опыт, который покажет, может ли важная с общественной точки зрения и спорная с точки зрения чиновников инициатива оформиться законодательно.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов полагает, что недавнее поручение президента Генпрокуратуре разработать механизм изъятия незаконно нажитых чиновничьих активов - это частично и есть ратификация 20-й статьи. Слепая же ее ратификация приведет к тому, что под уголовным преследованием могут оказаться многие бизнесмены и простые граждане, у которых «часть зарплаты в кэше», говорит эксперт.
РОИ является формальной ширмой, статья будет признана уже действующей или найдут другую причину, по которой она не будет ратифицирована, уверен политолог Дмитрий Орешкин: «Навальный накачивает мускулы легального законного активизма, а власть в ответ показывает, что гражданские инициативы отскакивают как от стенки горох». Бороться с коррупцией, которая является системообразующим фактором вертикали власти, невозможно, полагает эксперт: «Если человек при власти, то вышестоящее руководство закрывает глаза на странную широту его жизни, а в своем сейфе имеет папочку с документами, объясняющими, откуда эта широта взялась».