Конституционный суд допустил уклонистов к госслужбе с отсрочкой
Конституционный суд оставил в силе запрет на государственную службу для лиц, уклонившихся от службы в армии, но посчитал, что он не должен быть бессрочнымКонституционный суд признал не соответствующим Основному закону страны введенный с января 2014 г. бессрочный запрет поступать на госслужбу для тех, кто уклонился от срочной службы в армии (см. врез). С запросом по этому поводу в суд обратился парламент Чечни, жителей которой в течение длительного времени не призывали на срочную службу в российской армии. Чеченские депутаты посчитали, что ограничение призыва на срочную службу ставит жителей республики в неравное положение по сравнению с остальными россиянами, а поскольку запрету фактически придана обратная сила, новая норма также ухудшает положение действующих госслужащих республики.
С 2000 по 2005 г., сразу после восстановления в Чечне «конституционного порядка», на территории республики проводился выборочный призыв, но затем он был вообще прекращен из-за опасений столкновений между чеченцами и призывниками из других регионов, вспоминает бывший чиновник Минобороны. Из-за инцидентов на межнациональной почве примерно с 2010 г. и до последнего времени почти не практиковался призыв и в Дагестане: массовый призыв в этой республике возобновился в прошлом году, говорит он. Призыв на срочную военную службу в Чечне возобновился осенью 2014 г., в ходе осеннего призыва планируется призвать 500 человек, говорит источник в Минобороны.
Конституционный суд решил, что, поскольку призыв в Чеченской республике не проводился, то уклонистами ее жителей считать нельзя. Хотя само по себе «прохождение военной службы по призыву вполне обоснованно может рассматриваться как особое репутационное требование для госслужащего», а его «несоблюдение без законных оснований снижало бы авторитет гражданской службы». Однако действующий закон не устанавливает срока, в течение которого уклонисты не могут приниматься на госслужбу. Тем самым ограничение для них оказывается более суровым, нежели аналогичные меры, применяемые к правонарушителям, отмечается в решении суда. Так, за административный проступок чиновник может быть дисквалифицирован не более чем на три года, а приговором суда по уголовному делу доступ на госслужбу может быть закрыт, как правило, не более чем на пять лет. Даже лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, вправе претендовать на должности госслужбы после снятия судимости или ее погашения (в 2013 г. этот срок был увеличен до 8 и 10 лет соответственно). Таким образом, по мнению Конституционного суда, бессрочный запрет на госслужбу нарушает «требования согласованности, разумности и справедливости, а также соразмерности ограничений прав и свобод» и в закон необходимо внести исправления.
Суд не стал уточнять возможные сроки ограничения прав, это прерогатива законодателя, объяснил журналистам судья - докладчик по этому делу Сергей Маврин. На самом деле, добавил он, такая задача, как повышение престижа службы в армии, может быть решена разными путями: с помощью ограничений, как это было сделано, например, в Бразилии (хотя впоследствии ограничения были признаны неконституционными, отметил судья), или, напротив, введением преференций для тех, кто отслужил, - как, например, в Израиле.
Депутат чеченского парламента Хамзат Дадаев говорит, что полностью удовлетворен решением суда - все аргументы заявителя были услышаны, - но не готов предложить возможные сроки ограничения доступа на госслужбу для уклонистов. Логично было бы ориентироваться на пятилетний срок, которым сейчас ограничен доступ к госслужбе по приговору суда, рассуждает Дадаев. Представитель Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин говорит, что с дополнениями депутаты определятся после консультаций с Минюстом, ведь именно это ведомство отвечает за подготовку законопроектов во исполнение решений Конституционного суда.