Шотландский референдум подогревает сепаратистские настроения в странах Европы

К независимости стремятся жители Каталонии и Страны басков в Испании, а также итальянских областей Венето и Южный Тироль
Демонстрация сторонников независимости Каталонии в Барселоне 11 сентября 2014 года
Демонстрация сторонников независимости Каталонии в Барселоне 11 сентября 2014 года / Manu Fernandez / AP

От Страны басков до Венеции стремящиеся к независимости регионы европейских стран с нетерпением предвкушают, что на референдуме 18 сентября Шотландия проголосует за отделение от Великобритании.

В международном инвестиционном сообществе их энтузиазм разделяют не так широко. Инвесторы начинают осознавать, что Великобритания - не единственная западная страна, борющаяся с одним или несколькими набирающими силу сепаратистскими движениями. Повышение доходности 10-летних итальянских и испанских суверенных облигаций в последнее время отражает опасения участников рынка, что положительный исход шотландского референдума о независимости повысит вероятность раскола Италии и Испании.

Со своей стороны министерство финансов Великобритании попыталось успокоить инвесторов, пообещав гарантировать платежи по всему британскому долгу вне зависимости от того, расторгнет Шотландия 307-летний союз с Англией и Уэльсом или нет.

Но беспокойство инвесторов мало волнует сепаратистов и сторонников автономии в Стране басков и Каталонии в Испании и в таких итальянских областях, как Венето и Южный Тироль. Среди жителей этих регионов распространена идея, что их благосостоянием ради своей выгоды пользуются коррумпированные, хвастливые и некомпетентные в финансовых вопросах элиты Мадрида и Рима.

Развитие сепаратистских и автономных движений в Европе можно проследить с 1970-х гг. Тогда фламандские, франкофонные и немецкоговорящие сообщества Бельгии начали реформы, сделавшие ее самой децентрализированной страной ЕС. Италия предоставила автономию Южному Тиролю, а Испания после смерти Франко в 1975 г. провозгласила самоуправление везде - от Страны басков до Канарских островов и Галисии.

В Барселоне 11 сентября, в Национальный день Каталонии, уже третий год подряд прошла массовая демонстрация в поддержку независимости. Как и ожидалось, демонстрация в Барселоне была достаточно многочисленной, чтобы опровергнуть аргументы правительства Испании: оно настаивает, что сепаратистское движение в регионе дискредитировано скандалом об уклонении от уплаты налогов политика Жорди Пуйоля, отца современного каталонского национализма. В самом деле, до этого сепаратисты Каталонии утверждали, что кучи грязного политического белья лежат где угодно, но только не в каталонских шкафах. Однако сепаратистское движение в Каталонии набрало силу еще за несколько лет до того, как в 2012 г. политическая партия Пуйоля "Демократическая конвергенция Каталонии" присоединилась к нему.

Пример Шотландии не только усиливает намерение Каталонии провести собственный референдум в ноябре (хотя его форма и правовой статус по-прежнему остаются неясными), но и вселяет надежды в басков. Подчеркивая свое право на самоопределение, 8 июня около 150 000 басков сформировали живую цепочку длиной 123 км. То же самое в 1989 г. делали жители Эстонии, Латвии и Литвы. Согласно опросам Euskobarometro, 59% басков хотят провести референдум о независимости, а в 2013 г. этого желали 54%.

Как показали неофициальные онлайн-референдумы, за независимость выступает и большинство жителей двух областей Италии. Это Южный Тироль, большую часть населения которого составляют этнические немцы и который был аннексирован у Австрии после Первой мировой войны, и Венето, где находится Венеция. Область Венето была независимым государством, известным как Венецианская республика, более 1000 лет до того, как в 1797 г. Наполеон сверг ее правителей и присоединил к Австрии (в состав Италии вошла в 1866 г.).

На достоверность результатов интернет-голосования в Венето отрицательно повлияли организационные недостатки, в результате которых принять участие в опросе смогли многие люди, не обладающие таким правом. Однако отвращение к правительству Италии настолько заметно, что невозможно отрицать сепаратистские настроения в Венето и Южном Тироле. «Право на самоопределение - единственный способ освободить Венецию от самого страшного бюрократического монстра в западном мире - кровожадного зверя под названием «Итальянское государство», - говорит лидер местных сепаратистов Джанлука Бузато.

Перевел Алексей Невельский