Россияне все меньше думают об эмиграции, но не осуждают тех, кто уехал

Россияне все меньше думают об эмиграции, выяснили социологи. Это предсказуемое следствие международных санкций, поясняют эксперты
Д.Абрамов/ Ведомости

Опрос об отношении к эмиграции и эмигрантам был проведен фондом «Общественное мнение» (ФОМ) 26-27 июля 2014 г. Для исследования были выбраны докризисный и стабильный 2007 год, протестный 2012 год и патриотичный 2014 год, рассказала «Ведомостям» аналитик ФОМ Ирина Осипова. Пик желающих уехать наблюдался в 2012 г. (17%), а нынешним летом их число снизилось до 12% (см. графики). Как уточняет социолог, общая цифра снизилась за счет молодого населения (от 18 до 30 лет): в 2012 г. уехать хотели 33% из них, а в июле 2014 г. - лишь 24% (в старшем поколении 91% переезжать не хотят). Это нормальное количество мобильной молодежи, которая не связана обязательствами, люди в возрасте уже не хотят перемен, объясняет Осипова. «При этом 24% - это лишь те, кто хотел бы уехать, но когда их спрашиваешь конкретнее о возможностях, то лишь 4% из них отвечают, что у них бы точно получилось переехать», - говорит эксперт. По ее словам, это может быть связано как с тем, что люди замечают улучшения в жизни, так и с международной обстановкой - 3% говорят, что не готовы переезжать, так как в мире плохо относятся к россиянам. Кроме того, 28% молодых считают, что число желающих уехать будет расти, в возрасте от 46 до 60 лет так думают лишь 18%, добавляет Осипова.

Вместе с тем число тех, кто осуждает решивших эмигрировать сограждан, за последние два года возросло всего на 1 процентный пункт - и одновременно на 15 пунктов упало количество респондентов, ожидающих роста эмиграции. Эти вопросы взаимосвязаны: люди не считают нужным говорить об осуждении, если эмигрантов все равно будет все меньше и меньше, поясняет социолог. «Если сравнивать с остальными годами, то можно сказать, что сейчас период, когда минимум людей хотят сменить страну проживания, но эта цифра не критична», - говорит Осипова. Среди молодежи осуждает эмигрантов всего 10%, а среди тех, кто старше 60, - 37%.

Если на телевидении будет 20 роликов о вреде эмигрантов, то отношение к ним может поменяться, полагает политолог Алексей Макаркин. «Целенаправленно пока никто волну негатива не раскручивает, ультраконсерваторов всегда было немного, а в инициативном порядке наше общество врагов не ищет, оно не такое враждебное», - убежден эксперт. По его мнению, скачок желающих уехать в 2012 г. объяснялся эмоцией протестов, когда все осталось по-старому и была потребность «валить», но в 2014 г. люди огляделись и поняли, что их нигде не ждут. «На такие мысли влияет и плохое знание иностранных языков, и невостребованность за границей, и отсутствие перспектив», - предполагает Макаркин.

«На число молодежи, желающей эмигрировать, может повлиять степень социального неравенства и открытость системы для новых участников бизнеса», - считает политолог, член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов. Если экономические санкции будут действовать хотя бы 3-4 года, то это может подстегнуть к эмиграции, но если властям удастся показать, что и здесь есть возможности для развития, то уровень так и останется низким, уверен эксперт.

На то, что люди все меньше хотят уехать за границу, работает не наша госполитика и пропаганда, а западная, полагает замдиректора Центра исследований политической культуры России, депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов. «Общая тональность враждебности, санкции и неуверенность в том, что нас там примут хорошо, - изменились внешние условия, если раньше декларировалось, что мы открыты для мира, то сейчас нас превращают в страну-изгоя», - поясняет депутат.