Клепач покинул пост заместителя министра экономического развития
Наблюдательный совет ВЭБа назначил Андрея Клепача заместителем председателя банка сроком на пять летПремьер-министр Дмитрий Медведев освободил заместителя министра экономического развития Андрея Клепача от занимаемой им должности по его просьбе, говорится в опубликованном на сайте правительства распоряжении.
Впервые информация о возможной отставке Клепача появилась год назад, когда министром экономического развития был назначен бывший первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Однако, как уверяли тогда источники “Ведомостей”, Клепач собрался уходить не из-за противоречий во взглядах с новым министром, а из-за того, что к его предложениям развития экономики не прислушиваются и приходится исполнять решения, с которыми он не всегда согласен. Клепач тогда не подтверждал свою отставку, но и не исключал ее.
В марте стало известно, что Клепачу предложена должность первого зампреда Внешэкономбанка, об этом сообщал вице-премьер Аркадий Дворкович. Клепач уходит в ВЭБ, сообщил “Ведомостям” его знакомый: ожидалось, что переход состоится в июне, заявление было написано - ждали, пока его рассмотрят. Набсовет Внешэкономбанка принял решение назначить Клепача зампредом банка, главным экономистом с совмещением должности члена правления, подтвердили ИТАР-ТАСС в пресс-службе ВЭБа. Должность главного экономиста появилась в ВЭБе впервые. Контракт с Клепачем подписан на пять лет.
В 2004 г. Клепач возглавил в Минэкономразвития департамент макроэкономического прогнозирования, потом стал замминистра, курировал макроэкономическое прогнозирование, развитие секторов экономики и стратегическое планирование. Клепач стал первым чиновником, признавшим в 2008 г., что Россия вошла в рецессию. Под его руководством разрабатывалась стратегия развития страны до 2020 г., из-за кризиса 2008-2009 гг. потерявшая актуальность и позже переделанная в стратегию развития до 2030 г. с несколькими сценариями: энергосырьевым, инновационным и форсированным. «Второй и особенно третий варианты - это варианты, когда, как именуют у нас в России, российские «два Д» - дураки и дороги - становятся «два У»: умная транспортная система и умная экономика», - рассказывал Клепач в интервью «Ведомостям». Решать эти задачи все равно придется, иначе Россия начнет проигрывать в конкуренции, а затем и в уровне жизни не только Китаю, но и через несколько лет - Казахстану и Белоруссии, говорил Клепач.
Правительством был одобрен вариант ускоренного развития, основанный на мобилизации инвестиций как частного сектора, так и государства. Однако на практике получилось, что развитие пошло по энергосырьевому сценарию, причем даже хуже, чем предполагалось, сказал недавно Клепач в интервью «Интерфаксу»: по данному сценарию средний темп роста предполагался на уровне 3,5-4%, в 2013 г. рост замедлился до 1,3%, а в 2014 г. прогнозируется на уровне 0,5%. Есть структурные институциональные барьеры, но есть и прямое недофинансирование сфер развития человеческого капитала и транспортной инфраструктуры, объяснил Клепач причины того, почему развитие пошло не так: “Я бы не назвал это тупиком, потому что эта модель имеет свой потенциал развития и жизни. <...> Но мы действительно не справились пока с задачей создания серьезного масштабного конкурентоспособного сектора, связанного с высокими и средними технологиями, наукой, с модернизацией здравоохранения”.
Для достижения «технологического прорыва» Клепач считал необходимым усиление госстимула в экономике, что требовало смягчения бюджетной и денежно-кредитной политики. Теперь эти взгляды разделяет и Улюкаев, который во время работы в ЦБ был главным «оппонентом» Клепача, но позже признал, что экономике необходим денежный стимул. Объем необходимого ресурса для активизации инвестиционной активности Улюкаев недавно оценил в 1 трлн руб.