Путин: Перезагрузка с США завершилась не из-за Крыма, а из-за Ливии


Говоря об отношениях с Европой, президент Владимир Путин отметил, что "сложно договариваться с людьми, которые даже дома разговаривают между собой шепотом, потому что боятся, что их американцы подслушивают". Это он заявил в ходе "прямой линии" 17 апреля. Отвечая на другой вопрос, он вспомнил об инциденте с нынешним генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. По словам Путина, когда еще Фог Расмуссен был премьер-министром Дании, с которой у России были и сохраняются прекрасные отношения, этот чиновник попросил его о встрече. Потом оказалось,что всю беседу он "тайно" записал на диктофон, а расшифровку потом опубликовал. Затем он объяснил, что сделал это для истории. Путин отметил, что это ему льстит, но следовало бы предупреждать о записи или хотя бы согласовывать факт обнародования содержания разговора.

Тема прослушки и слежки возникла и когда вопрос Путину задал бывший агент ЦРУ Эдвард Сноуден. Он спросил, ведут ли российские спецслужбы такую массовую слежку за населением, как это делается в США. Российский президент признал, что спецслужбы следят за отдельными гражданами, в частности чтобы предотвращать теракты, однако такой массовой слежки, как в Соединенных Штатах, в России нет и, как он надеется, не будет. Путин отметил, что российские спецслужбы ограничены в своих возможностях и находятся под строгим контролем государства и общества.

Говоря о международных отношениях, европейским странам президент снова предложил "строить большую Европу от Лиссабона до Владивостока", а не поддерживать различного рода сепаратизм, который грозит превратить страны в мелких, незначительных игроков на мировой арене. Впервые эту идею Путин высказал в интервью Sueddeutsche Zeitung в 2010 г., затем такое предложение было высказано в его статье в "Известиях" в октябре 2011 г., где тогдашний премьер писал о переходе от Таможенного союза к Евразийскому союзу. Сейчас, по его мнению, определенные силы хотят "размельчить" Россию по примеру Югославии. Называть эти силы он не стал. "Если вы посмотрите на то, что происходит, вы и сами ответите на свой вопрос о том, кто это делает", - сказал Путин. Также он выразил надежду, что Европа поймет позицию России в отношении Украины. Пока, по его словам, с той стороны нет ни понимания, ни даже желания услышать эту позицию.

"Перезагрузка" в отношениях с США, по словам Путина, закончилась не в связи с Крымом, а после событий в Ливии. Россия заинтересована в отношениях с США и будет работать над восстановлением доверия, сказал он. Мы партнеры, заявил Путин. По его мнению, остаются хорошие перспективы для развития отношений. Это касается вопросов безопасности, борьбы с терроризмом, вопросов экономики, и решить их можно будет, только если работать сообща.

Говоря о том, почему он не ездит в США, не препятствует ли ему кто-либо, Путин напомнил, что двусторонние встречи намечались, однако их отменили по инициативе американской стороны. Он выразил надежду, что положение изменится и контакты возобновятся.

При этом президент призвал США отказаться от политики вранья и двойных стандартов. В утрате доверия вины Москвы нет, считает он. Говоря о двойном стандарте, он отметил: "Действовать так, как действуют Соединенные Штаты в Югославии, Ираке, Афганистане, Ливии, Соединенным Штатам можно, а защищать свои интересы России не дозволено". Почему так происходит, он объяснил позднее, отвечая на вопросы. Штаты, безусловно, являются мировым лидером, в какой-то момент "им показалось", что они "единственные лидеры", а монополярной системе в мире быть не должно, отметил он. Если кого-то все время наказывать, как наказывают нашаливших детей, ставя их в угол на колени, то получится, что наказывающий сам "рубит сук, на котором сидит".

Нового "железного занавеса" не будет, пообещал Путин, но уточнил, что это понятие относится скорее к внутренней политике. Мы свою страну и свой народ, свое общество ни от кого закрывать не собираемся. Не будет", - сказал он.

На вопрос "спас бы вас Обама, если бы вы тонули", Путин сказал, что он предпочел, чтобы такого с ним вовсе не случилось. Он добавил, что личные отношения с нынешним президентом США у них не самые тесные, однако он считает Обаму порядочным человеком и уверен, что тот поступил бы правильно.