FT: Китай пытается сохранить нейтралитет в украинском вопросе


Премьер-министр Китая Ли Кэцян в четверг выступит на своей ежегодной пресс-конференции. Один из главных вопросов, на который он вряд ли ответит, звучит так: «Что на самом деле думает Китай по поводу последних действий России на Украине и в Крыму?»

Многочисленные ответы Китая по поводу кризиса на Украине напоминают философию участниц конкурса красоты "Мисс Вселенная": «Китай желает мира во всем мире и надеется, что все поладят». Не имеет значения, насколько сильно Москва, Вашингтон или международная общественность будут пытаться заставить китайское правительство склониться на какую-либо сторону. Охотнее всего Пекин будет говорить, что все стороны конфликта должны «оставаться спокойными и проявлять сдержанность» и найти «мирное решение».

Тем временем министр иностранных дел Китая Ван И в минувшую субботу провел ежегодную пресс-конференцию. На ней он заявил, что российско-китайские отношения сейчас являются самыми крепкими за всю историю.

Но какова реальная позиция Китая в украинском вопросе?

На Западе многим кажется странным, что вторая по величине экономика мира и претендент на звание сверхдержавы на самом деле не имеет собственной четкой позиции относительно кризиса на Украине или многим другим вопросам, которые широко освещаются международными СМИ. Как сказал один из старших стратегических советников китайского правительства в частном разговоре: «Россия - это наш друг, но со своим типичным агрессивным русским поведением. Мы собираемся вести себя тихо в этом вопросе, ждать и смотреть, как он разрешится, а в конце мы будем со всеми друзьями».

Это больше похоже на политику таких стран, как Люксембург или Новая Зеландия, которые могут приспособиться к нынешнему конфликту. Китай просто не готов начать показывать свою силу в разных уголках света, это явно находится в чужой сфере влияния.

Вблизи от своих границ Китай, напротив, совершенно точно отказался от пассивности и теперь открыто показывает свою «активную» международную политику. Это легко увидеть во всем, что он сейчас делает: от недавнего объявления зоны идентификации ПВО, в которую попали спорные острова в Восточно-Китайском море, до крупнейшей морской спасательной операции по поиску пропавшего самолета Malaysia Airlines.

Но за пределами Восточной Азии, по крайней мере, когда собственные интересы Китая прямо не затрагиваются, его позиция в международных вопросах часто является достаточно инертной. Проще говоря, китайское правительство выступает за невмешательство, призывает к диалогу, обсуждениям, мирному разрешению конфликта, уважению суверенитета и территориальной целостности государств и мнения всех народов вне зависимости от их размера.

Китайские дипломаты вполне разумно утверждают, что, когда международные силы вмешиваются во внутренние конфликты, они почти всегда осложняют ситуацию. Действительно, когда бывшие колониальные державы делали это, не имея четкого плана и необходимых средств, и пытались идти до конца, они неизбежно делали вещи еще хуже.

В случае с Украиной прямые интересы Китая или последствия для него являются незначительными по сравнению с Европой, Россией или даже США. Сейчас Пекин ждет доставку украинских кораблей на воздушных подушках, еще иногда он заказывает у Киева реактивные двигатели, также он инвестировал в некоторые сельскохозяйственные проекты на Украине. Но это вряд ли можно назвать его «ключевыми интересами». Поэтому не стоит удивляться, что ситуация на Украине сейчас едва ли входит в десятку самых важных проблем, которые заботят правительство Китая.

«Все чаще и чаще мир хочет услышать мнение Китая по тому или иному вопросу, - сказал на прошлой неделе Financial Times один из высших китайских чиновников. - Но в то время как наше влияние растет, мы все с меньшей охотой принимаем четкую позицию или делаем сильные заявления, потому что понимаем, что наше вмешательство усложнит и ухудшит ситуацию».

Перевел: Алексей Невельский.