Центр, где учился пилот упавшего в Казани Boeing, закрыт уже 5 лет

Следователи провели обыски в нескольких департаментах Росавиации, у СК возникли сомнения в законности деятельности учебных центров
Денис Абрамов
Денис Абрамов / Ведомости

В ходе расследования дела о крушении Boeing 737 авиакомпании "Татарстан" в аэропорту Казани 17 ноября проведены обыски в нескольких департаментах Росавиации, после завершения обысков следователи допросят их руководителей, сообщил сегодня Следственный комитет России (СКР). Изымается документация, касающаяся деятельности авиационных учебных центров: у следователей возникли сомнения в ее законности.

"Установлено, что командир самолета Рустем Салихов имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией). У следствия возникли сомнения в законности деятельности указанных авиационных учебных центров, которые в настоящее время ликвидированы", - говорится в сообщении.

Позже официальный представитель СК Владимир Маркин заявил, что учебный центр, где получил диплом пилота командир разбившегося в Казани лайнера, закрылся в 2008-2009 гг. "Командир самолета Рустем Салихов имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы прошел обучение, получив диплом пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, действовавших в 2008-2009 гг.", - уточнил Маркин.

Как заявил Маркин "Интерфаксу", следствие полагает, что большинство пилотов региональных авиакомпаний получили фиктивные свидетельства по допуску к полетам, фактически не проходя подготовку в учебных центрах. "У нас есть все основания предполагать, что многие пилоты, а это прежде всего касается небольших авиакомпаний, получили по сути фиктивные свидетельства пилотов коммерческой авиации, поскольку фактически не проходили подготовку в учебных центрах", - сказал Маркин.

Он отметил, что свидетельства пилотов коммерческой авиации выдает Росавиация, "а выдаются они на основании документов о подготовке и переподготовке пилотов на курсах авиационных учебных центров, которых у нас в стране более ста".

Согласно данным, которые предоставила СМИ авиакомпания "Татарстан", командир воздушного судна (КВС) Рустем Салихов имел общий летный стаж 21 год. Он работал в компании штурманом с 1992 г., но в 2010 г. переучился в учебном центре авиакомпании S7 на второго пилота Boeing 737. С марта 2013 г. - КВС Boeing 737. Общий налет - 2739 часов, из них на Boeing - 2502, в качестве КВС - 510. В конце ноября следователи СКР провели проверку в автономной некоммерческой образовательной организации «С7 тренинг» по делу об авиакатастрофе. Они изъяли программы переподготовки, журналы обучения и другие документы, в которых отражена оценка знаний пилотов разбившегося самолета.

Как сообщил в пятницу журналистам глава Росавиации Александр Нерадько, Росавиация собирается проверить всех пилотов, обучавшихся в сомнительных, с точки зрения СКР, авиацентрах. "Мы сейчас занимаемся проверкой всех пилотов, которые проходили подготовку в подобных авиацентрах. Хотя надо отметить, что прошло немало времени, они уже давно летают", - сказал он.

По словам Нерадько, Росавиация уже подготовила проект новых авиационных правил, ужесточающих правила и требования к действующим авиационным центрам. Ведомство направило документ в Минтранс.

СКР продолжает расследование по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). "На сегодняшний день завершена идентификация останков погибших в авиакатастрофе, установлена принадлежность останков всех 50 человек. По результатам проведенной экспертизы признаков наркотического или алкогольного опьянения в крови пилотов не обнаружено", - говорится в релизе СКР.